Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему говорят, что «Пушкин — наше всё»? В чём грандиозность его вклада в русскую культуру, что позволяет так о нём говорить?

Искусство и культураЛитератураЛайфстайл блог
Максим Каракулов
  · 122,2 K
Преподаватель, интересуюсь литературой, историей, политикой.  · 30 дек 2021
Те. кто говорит, имеют в виду, что в творчестве Пушкина воплотилось все богатство русской культуры. И все же, я не совсем согласна с этим выражением. Если Пушкин - наше все, то кто тогда Толстой, Достоевский, Чехов, получается, им было не дано достичь таких сияющих высот? Действительно, по жанровому разнообразию творчество Пушкина уникально, но все же его проза, несмотря на свое художественное совершенство, не достигает той содержательной глубины, как проза Толстого и Достоевского. Неверно также, что в творчестве Пушкина содержатся все достижения или все темы русской литературы. Например, нет ничего подобного полифонической структуре романов Достоевского, нет его страстных поисков смысла жизни. Нет свойственной Некрасову гражданской скорби о страданиях народных масс, которая просто взорвала бы гармонию поэтического мира Пушкина. Эта тема была намечена в пушкинском стихотворении "Деревня", но не получила дальнейшего развития. Нет у Пушкина и образца самобытной русской драмы или комедии из современной жизни, так что Островский и Чехов шли, скорее, по следам Фонвизина и Грибоедова. В-общем, нет у Пушкина много чего, что есть у других русских писателей.
Мне кажется, такие выражения как "наше всё" - скорее эмоциональная оценка, чем объективная, просто выражение бурного восхищения. Аполлону Григорьеву показалось мало назвать Александра Сергеевича гением или Солнцем русской поэзии, захотелось еще восторга подбавить. Отсюда уже один шаг до объявления Пушкина национальным божеством и установления ритуала всенародного поклонения. Но, думаю, что сам Пушкин бы воспринял такую неумеренную хвалу с иронией, как Моцарт в "Маленьких трагедиях": "Ба! право? может быть... Но божество мое проголодалось". Думаю, самому Пушкину не хотелось бы "забронзоветь" или стать иконой, окруженной ореолом святости. Хотя вклад его в русскую литературу, как и в развитие русского литературного языка, действительно огромен, это совершенно бесспорно.
1 эксперт согласен
Дело в том, что раньше не было ЖЖ, блогеров и больших потоков информации. Музыки создавалось очень мало, надо было... Читать дальше
Первый
Digital marketing, CEO "PrLab"  · 5 мая 2015
На самом деле, стоит начать с того, кому принадлежит эта фраза. Она была впервые введена известным литературным и театральным критиком, поэтом и переводчиком того времени — Аполлоном Григорьевым в сочинении «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина»: "А Пушкин — наше всё: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим... Читать далее
1 эксперт согласен
Великолепное, блестящее рассуждение. И очень глубокое по мысли. Я бы только поострёгся употребить термин... Читать дальше
филолог, доцент НИУ ВШЭ  · 15 мая 2015
Это очень хороший вопрос и, собственно говоря, очень многое из того, что можно ответить, уже сказал Никита Евдокимов. Филология, к сожалению, не очень умеет научно объяснять, чем одни тексты лучше других (как раз «недостатки» иногда указать бывает существенно легче). Но, действительно, воздействие написанного Пушкиным огромно и на формирование русского литературного... Читать далее
Специалист по варке макарон, обращайтесь  · 31 окт 2017
Я на самом деле люблю больше Дельвига, Баратынского и Жуковского. Пушкин где — то по ниже. Ну не суть. Пушкин, как человек, который продвинул русскую поэзию настолько высоко, что представить себе невозможно, однако при жизни его стихи и книги хулили. Он, наверное, не представлял, что спустя несколько десятков лет Достоевский будет выступать с лекцией о нем, прочитав... Читать далее
Хитросплетение логических цепочек.  · 31 дек 2021
Ибо Пушкин был всеобъемлющ и не упускал в своем творчестве ни одной мелочи, вплоть до самой дырочки. Александр Пушкин Ты и я (Александру I) Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт; Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ и бледен. Не имея ввек забот, Ты живешь в огромном доме; Я ж средь горя и хлопот Провожу дни на соломе. Ешь ты сладко всякий день, Тянешь... Читать далее
Пушкин на самом деле наше всё. Он первый развернул рафинированную оевропеенную литературу РИ, и вообще культуру того времени в сторону подлинно русской, народной. Кто до него писал сказки, каждая из которой по его словам - поэма.Многие помещики от нянь слышали их, но только Пушкин своим чутким ухом услышал их, и пришел в полный восторг, и донёс их до нас. А сказки... Читать далее
Первый
Потому, что иного уже не дано. Пушкину был выдан аванс, с ним была связана надежда явление на тропах Парнаса русского Данте или Гете ... А он не оправдал. У него были гениальные стихи и даже строфы... но... уже современники были разочарованы, доведя Пушкина до психоза и схизиса. Поэтому фраза Наше Всё имеет "потаенный смысл" обманутых надежд народа традиции тотальной... Читать далее
Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» – «Да так, брат, – отвечает, бывало, – так как‑то всё…» . Похоже... Читать дальше
Он ввел координаты в наше культурное пространство. В математике есть фундаментальное понятие - координаты Декарта . Все достижения современных естественных наук так или иначе опираются на него. Это как колесо - оно работает везде. Но к счастью в данном случае создатель известен. Это Пушкин дал оси х,у,z в нашем культурном пространстве. И все действия в этом... Читать далее

координаты? ох уж эти гуманитарии...

давайте уж, отметьте Л. Толстого на этой плоскости )))

А. Григорьев в фразе "А Пушкин — наше всё..." имел в виду нечто иное - потолок наших нац. достижений. Пушкину нечем столкнуть с двуглавого Парнаса владельцев трона председателей : Данте с его La Comedia (названной Бокаччо Divina) и Goethe с его гностическим великим Faust. Eine Tragödie. Пушкин только подошел к тому, чтобы стать нашим Данте и Гете...войти в мировую... Читать далее
Пушкин первым начал писать на простом языке, на которым люди разговаривают. А не "высоким штилем", как писали до него (Державин, Ломоносов, Тредиаковский). До Пушкина поэзия была чем-то громоздким, ходульным, в ней было больше искусственности, но, возможно, и больше возвышенности.  Пушкин пошел к простоте и целесообразности. Хотя, конечно, не он начал это движение... Читать далее
До Пушкина были Державин, Карамзин, Жуковский, Батюшков, которые писали достаточно красивым и понятным русским... Читать дальше