Никита Макаров
17 марта 03:35.
117

Поспорили с коллегой на тему должен ли маркетолог разбираться в программировании? Хотя бы на базовом уровне. Как думаете?

Ответить
Ответить
Комментировать
79
Подписаться
1
3 ответа
Поделиться

Видите ли в чем дело, дисциплина "маркетинг" довольно обширная, поэтому в понимании необходимых маркетологу компетенций могут быть разночтения. Комплекс маркетинга включает в себя ВЕСЬ набор переменных факторов, которые способны повлиять на решение потребителей. Т.е. мы можем предположить, что существуют такие рынки, на которых аналитика имеет второстепенную роль и знание языков программирования не является важным. Самый простой пример - это монопольные рынки. Для маркетологов в данной ситуации гораздо важнее обладать навыками переговоров и public relation. Более того, есть такие рынки, на которых аналитические модели вполне помещаются в 5000 строк, а значит вполне обрабатываются в google-таблицах или excel. 

Также стоит понимать, что маркетологами могут называть менеджеров по рекламе, event-менеджеров, аналитиков и т.д. Компаний, в которых существует сквозной маркетинг (от создания продукта до постпродажного обслуживания), крайне мало. Соответственно, узкоспециализированному специалисту, который занимается, например, созданием контента и размещением его в СМИ, навыки программирования вовсе ни к чему. 

И вот тут возникает самая важная дилемма. Если маркетолог уверен, что он будет продолжать работать в узкоспециализированной области или на узком рынке, то он может позволить себе утверждать, что знать python, R или java ему не обязательно. Если же ситуация предполагает, что он планирует стать руководителем отдела, сменить место работы, рынок или действовать по принципу расширения, а не углубления компетенций, то хотя бы базовое знание языков становится необходимым. 

Теперь мое личное мнение: маркетинг - это цифры. Без цифр его не существует. Цифр в нашем мире становится все больше. Любой маркетолог должен знать матан. Если еще 10 лет назад все данные по отелю сводились к 300-400 строкам и необходимости собирать их все не было, так как люди ехали просто в отель, то сейчас по моим скромным прикидкам мы будем собирать 10-12 тыс.строк в год. Можно, конечно, этого не делать, но не факт, что мы будем понимать, что происходит с нашими продажами и как ведет себя потребитель. Справедливости ради, у нас не типичный отель и мы планируем "откусывать" долю у традиционного рынка как раз за счет смены парадигмы продаж. 

Другими словами, каждый может решать сам. Но когда я искал руководителя отдела маркетинга, знание python или R было огромным преимуществом. Таких почти не оказалось.

Кирилл Саенкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
-1
Прокомментировать

Программирование — это новый английский. 

Кому пригодится в жизни знание английского? Кому угодно. 

Кому пригодится программирование — тоже кому угодно. Это как современная базовая грамотность, расширяющая возможности. 

Должен ли при этом знать программирование специфично маркетолог? Сильно зависит от того, какой сферой маркетинга человек занимается. Для аналитика знание R  важнее, чем для брендбилдера, которому  более важно знать, как работает человеческий "код", нежели машинный. Но в любом случае, программирование никогда не является первым качеством. Как и знание английского.  

Но я встречался с кейсами, когда маркетологов выбирают по уровню знания английского. Связанно это с тем, что у маркетинга слабо сформирован свой язык, и поэтому всем этим кейсам / принципам обучить можно быстро, а вот английскому и программированию быстро так не научишься. 

Хотя, казалось бы, маркетолог должен уметь выявлять проблему и находить символическое или коммуникационное решение, а знает он для этого пакет R или французскую классическую социологию — важно во вторую очередь. Встречался я и с теми, и с другими, и с третьими, которые не знали ни того, ни другого, но за счёт харизмы и энергии вытягивали проекты за 0 больше, чем иные за много тысяч бюджета. 

Бизнес всегда оперирует ограниченными ресурсами. (Даже Газпром жмёт деньги на рекламу, потому что может). В этом смысле всегда актуален вопрос "шашечки или ехать". Не оценивать маркетолога по его качествам, стоит — по его решениям. Здесь можно найти как и абсолютно бессмысленного человека с глубоким знанием основ программирования, так и самого полезного без них. 

Ну и в постскриптум. Когда мы разрабатывали позиционирование для одной IT-компании, я  занялся изучением C#, чтобы хоть примерно понимать со своим опытом "паскаль в 10м классе", о чём речь. Помогло это решить мою задачу  примерно никак, ответ мы нашли в совершенно другой плоскости, занимаясь включенными наблюдениями за деятельностью сотрудников. Хотя казалось бы. 

Роман Пустовойтотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
0
Прокомментировать

Разные варианты есть, выше уже написали многое. Есть интересное интервью с мнением https://discourse.digital/blogs/nuzhny-li-internet-marketologu-navyki-analitiki-i-programmirovaniya/

0
0
Прокомментировать
Ответить