Yb Ys
16 марта 20:36.
32

По Конституции РСФСР не был предусмотрено механизма отделения (такого закона тоже не было), население проголосовало за сохранение СССР, а в Уставе ООН до сих пор числится СССР. Как тогда это понять?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться

Что именно Вы хотите понять?

1. Отсутствие механизма реализации права ничем не умаляет и никак не ограничивает само право.

Действовавшая до роспуска СССР Конституция СССР 1977 декларировала принципдобровольности объединения союзных республик и право свободного выхода из СССР:

- «Статья 70. Союз Советских Социалистических Республик — единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик.

СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает, все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма».

- «Статья 72. За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР».

Тем не менее, механизм выхода союзной республики из состава СССР существовал – он был определен Законом СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» № 1409-I от 3 апреля 1990:

«Статья 2. Решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования). Решение о проведении референдума принимается Верховным Советом союзной республики по собственной инициативе или по требованию, подписанному одной десятой частью граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР.

Референдум проводится в порядке, определяемом Законом СССР, Законом союзной, автономной республики о референдуме, если их положения не противоречат настоящему Закону…».

Однако действие этого закона, а также всего союзного законодательства было ограничено Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, принятой первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года. Декларация провозгласила суверенитет РСФСР, намерение создать новое демократическое правовое государство в составе обновлённого Союза ССР, а также приоритет Конституции и законов РСФСР над законодательными актами СССР.

Право Съезда принять такую Декларацию определялось Конституцией РСФСР, принятой в 1978: «Статья 2. Вся власть в РСФСР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу РСФСР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов».

Таким образом, не выходя еще из состава СССР, Российская Федерация установила приоритет своего законодательства над общесоюзным.

2. В СССР не проводился референдум за сохранение Союза. Это невозможно было сделать потому, что Союза в определении Конституции 1977 уже не существовало:

- 6 республик (Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения, Молдавия) не участвовали в референдуме на основе ранее принятых ими деклараций о суверенитете, определивших приоритет республиканского законодательства над общесоюзным;

- ни одна из республик и союзное руководство уже больше не ставили цель построения коммунизма, что по Конституции СССР 1977 являлось определяющей характеристикой Союза – он создавался для построения коммунизма.

Референдум 17 марта 1991 проводился в пользу обновленной модели СССР, которой еще не существовало – люди голосовали за будущее, а не за прошлое:

Вопрос референдума: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?»

То, что референдум был о будущем Союзе, включавшем более самостоятельный и независимый статус республик, подтверждают и итоги голосования в ряде республик (РСФСР, Украина, Казахстан), где основной вопрос референдума был дополнен республиканскими или изменен:

- в России вторым вопросом было поддержано введение должности Президента РСФСР;

- в Украине большинство проголосовало за дополнительный вопрос: "Согласны ли вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза Советских суверенных государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины?"

- Казахстан (как и Украина) исключил из вопроса упоминание о социалистической направленности Союза и заменил слово "республик" на "государств".

Граждане в ходе референдума высказались за более конфедеративный характер Союза.

Кроме того, референдум носил характер опроса общественного мнения и не имел законодательных последствий. Статья 4 Закона СССР "О всенародном голосовании (референдуме СССР)" предусматривала четыре типа вопросов, выносимых на референдум, из которых первые три – о принятии, изменении или отмены Закона СССР и о принятии решения, предопределяющего основное содержание законов СССР и других актов, имели обязательную силу для реализации. Вопрос же, вынесенный на референдум 17 марта, относился к четвертому типу – «выявление общественного мнения по иным (кроме законов) наиболее важным вопросам, находящимся в ведении СССР».

Итоги референдума нарушили не Горбачев и не Ельцин с Шушкевичем и Кравчуком – их нарушили реваншисты, устроившие путч в августе 1991 и создавшие ГКЧП. Они выступили против обновления Союза и тем самым подорвали все усилия по его созданию. Своими  действиями ГКЧП разрушил Союз и надежды на его новый формат – все поняли, что от союзного Центра нельзя ожидать ничего положительного.

3. Учредители – это те, кто учреждал, а не кто вместо них. Историю не изменить.

Андрей Авраменкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
15
-2

Не Кучма, а Кравчук.

+2
Ответить

Поправил. Спасибо!

+1
Ответить
Прокомментировать
Ответить