Я не считаю возможным назвать конкретные цифры, но, по моим субъективным наблюдениям, большинство религиоведов в России, Европе и США являются людьми религиозными (в широком смысле этого слова). Быть религиозным для религиоведа достаточно важно, потому что религиозность открывает возможность понимания религиозного сознания.
В то же время, многие религиоведы, по моим наблюдениям, не придерживаются строго конкретной религиозной доктрины, а скорее демонстрируют благожелательное любопытство к широкому кругу религиозных феноменов. Некоторые из них при этом ходят в храмы той или иной религии и идентифицируют себя как её последователи, но при этом профессиональные знания неизбежно накладывают свой отпечаток в том смысле, что некритически следовать определённой религиозной догматике уже не получается. Поэтому религиозность религиоведа обычно отличается от религиозности среднего верующего.
Как мне кажется, религиовед не может строго придерживаться какой-либо конкретной религии. Точнее говоря, он может попытаться примирить эти две роли (верующего и религиоведа), но такое примирение будет подразумевать уступки либо с одной, либо с другой стороны (т.е. либо больше религии и меньше религиоведения, либо больше религиоведения и меньше религии). У этого есть две причины.
Во-первых, так уж получается, что религиозная догматика часто вступает в противоречие с научными знаниями о религии. Религиоведу как учёному поэтому важно быть готовым ставить эти знания прежде религиозной догматики. Это создаёт определённую логику духовной жизни, отличающуюся от нормальной религиозной логики и рассматриваемую с точки зрения последней как потенциальная ересь.
Например, если христианский богослов изучает Ветхий Завет, то он изучает его в перспективе того, что в тексте Ветхого Завета уже содержится провозвестие прихода Иисуса Христа. Соответственно, он может интерпретировать те или иные пассажи, а также весь текст в целом, в определённом ключе. А если это делает религиовед, то он исходит из принципа "рассматривать каждую религию в собственном контексте". Т.е. мы, как религиоведы, не можем навязывать иудейскому по своему присхождению тексту христианскую интерпретацию. Более того, мы не можем даже текстам Нового Завета навязывать современную христианскую интерпретацию, так как христианская догматика в окончательном виде сформировалась позднее, чем были написаны сами тексты Нового Завета.
Во-вторых, религиоведение - это всегда сравнительное религиоведение (как завещал Макс Мюллер, "тот, кто знает только одну религию, не знает ни одной религии"). А значит перед религиоведом стоит задача понимания не только религиозного сознания конкретной религии, но также и других религий, которые – в силу самой базовой методологии религиоведения – должны рассматриваться на равных основаниях. Более того, религиоведу приходится учиться видеть в них исторически и содержательные параллели, а это часто травмирующий опыт для обычного верующего, который хотел бы доказать абсолютную уникальность и правоту собственной религиозной традиции.
Какие главные 3 главных факта, которые заставили Вас стать атеистом или верующим?
Как правило все но как частность не многие ... Дело в том что "Чужая душа потемки " Кто знает верит тот или иной человек и во что ??? Но из практики знаю что верят все люди, одни в то что Бог есть другие в то, что Его нет...
Вопрос поставлен крайне некорректно. Однако могу высказать свои представления о том, что вы называете сверъестествнным. Многие религии "работают" - делают людей лучше и даже исцеляют болезни. Вопрос лишь в том, почему они работают.
www.youtube.com/embed/SnQkTfSpfOU?wmode=opaque
я так понял Вы атеистка
Какие главные 3 главных факта, которые заставили Вас стать атеистом или верующим?
Ох уж эти непознанные фарфоровые чайнички, летающие между Землей и Марсом...