Photo by Patrick Fore on Unsplash
SVERHcheLOVEK NIETZSCHE
12 марта 14:44.
579

ПРОШУ, скажите СКОЛЬКО примерно ВЕРУЮЩИХ среди РЕЛИГИОВЕДОВ мира? ВЕРУЮЩИЙ ЛИ ВЫ и на сколько процентов УВЕРЕНЫ в существовании СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО?

Ответить
Ответить
Комментировать
4
Подписаться
0
6 ответов
Поделиться

Среди религоведов есть разные лагеря. Есть даже марксисты религоведы, которые изучали религию как опиум народа. Есть религоведы атеисты. просто сухо изучают материал. Есть религоведы с какой-то своей религиозной направленностью. В пост-советском пространстве встречаются чаще всего две категории: религоведы-христиане, и религоведы-атеисты, степень вовлеченности может варьироваться. Уровень знания предмета может не зависеть от их веры. в Европе есть и католические, на ближнем востоке есть и мусульманские, но я таких не видел. все эти люди чаще всего грешат в преподавании предмета и его изучении субъективностью личных предпочтений. что касается меня, а я учился на факультете истории религий, то вообще ближе к буддизму. В некоторые сверхествественные вещи верю и ничего зазорного вэтом не вижу. Например, в чудеса Христа я не верю, скажем, воскресение Лазаря. Человеческий мозг после смерти теряет белок за 20 минут, если б его воскресили через 3 дня, он был бы бездумным зомби. Но в чудеса сотворернные Буддой я верю, и что йогины могут вполне плавать над землей во время медитации. и что лама Итигелов мог сохраниться нетленным. Что касается термин "сверхъестественное", то да, стоит его заменить. Есть дихотомия сакральное-профанное, введенная буддологом Евгением Торчиновым. Она лучше отражет суть явления.

8
-1

Какие главные 3 главных факта, которые заставили Вас стать атеистом или верующим?

0
Ответить
Прокомментировать

Я не считаю возможным назвать конкретные цифры, но, по моим субъективным наблюдениям, большинство религиоведов в России, Европе и США являются людьми религиозными (в широком смысле этого слова). Быть религиозным для религиоведа достаточно важно, потому что религиозность открывает возможность понимания религиозного сознания.

В то же время, многие религиоведы, по моим наблюдениям, не придерживаются строго конкретной религиозной доктрины, а скорее демонстрируют благожелательное любопытство к широкому кругу религиозных феноменов. Некоторые из них при этом ходят в храмы той или иной религии и идентифицируют себя как её последователи, но при этом профессиональные знания неизбежно накладывают свой отпечаток в том смысле, что некритически следовать определённой религиозной догматике уже не получается. Поэтому религиозность религиоведа обычно отличается от религиозности среднего верующего. 

Как мне кажется, религиовед не может строго придерживаться какой-либо конкретной религии. Точнее говоря, он может попытаться примирить эти две роли (верующего и религиоведа), но такое примирение будет подразумевать уступки либо с одной, либо с другой стороны (т.е. либо больше религии и меньше религиоведения, либо больше религиоведения и меньше религии). У этого есть две причины.

Во-первых, так уж получается, что религиозная догматика часто вступает в противоречие с научными знаниями о религии. Религиоведу как учёному поэтому важно быть готовым ставить эти знания прежде религиозной догматики. Это создаёт определённую логику духовной жизни, отличающуюся от нормальной религиозной логики и рассматриваемую с точки зрения последней как потенциальная ересь. 

Например, если христианский богослов изучает Ветхий Завет, то он изучает его в перспективе того, что в тексте Ветхого Завета уже содержится провозвестие прихода Иисуса Христа. Соответственно, он может интерпретировать те или иные пассажи, а также весь текст в целом, в определённом ключе. А если это делает религиовед, то он исходит из принципа "рассматривать каждую религию в собственном контексте". Т.е. мы, как религиоведы, не можем навязывать иудейскому по своему присхождению тексту христианскую интерпретацию. Более того, мы не можем даже текстам Нового Завета навязывать современную христианскую интерпретацию, так как христианская догматика в окончательном виде сформировалась позднее, чем были написаны сами тексты Нового Завета.

Во-вторых, религиоведение - это всегда сравнительное религиоведение (как завещал Макс Мюллер, "тот, кто знает только одну религию, не знает ни одной религии"). А значит перед религиоведом стоит задача понимания не только религиозного сознания конкретной религии, но также и других религий, которые – в силу самой базовой методологии религиоведения – должны рассматриваться на равных основаниях. Более того, религиоведу приходится учиться видеть в них исторически и содержательные параллели, а это часто травмирующий опыт для обычного верующего, который хотел бы доказать абсолютную уникальность и правоту собственной религиозной традиции.

6
0

Какие главные 3 главных факта, которые заставили Вас стать атеистом или верующим?

0
Ответить
Прокомментировать

Поскольку религиоведение - это всё-таки наука, она заставляет абстрагироваться от личных убеждений и ко всему подходить с точки зрения исследователя. Именно поэтому религиоведы обычно говорят о своих убеждениях крайне неохотно. В то же время я ни разу не встречал такого, чтобы до получения религиоведческого образования человек был верующим, а потом стал неверующим или наоборот. Хотя единичные случаи, может быть, и бывают.Также есть забавная поговорка, что занятие сравнительным религиоведением делает человека сравнительно религиозным. Среди знаменитых религиоведов были/есть люди самых разных убеждений, от неверующих до последователей новых религиозных движений.

Что касается меня, я не люблю понятие "сверхъестественное", я предпочитаю понятие "непознанное" хотя бы потому, что оспаривать существование непознанного, по меньшей мере, глупо, а его соотношение с познанным всегда остаётся неизвестным.

7
-1

Ох уж эти непознанные фарфоровые чайнички, летающие между Землей и Марсом... 

0
Ответить

По Расселу я вот тут излагаю свою позицию.

-1
Ответить

Какие главные 3 главных факта, которые заставили Вас стать атеистом или верующим?

0
Ответить

А дело не в пунктах! Почему одному человеку комфортно думать, что после смерти ничего нет, а другому, наоборот, важно, чтобы что-то обязательно было? И комфортную для себя позицию и один, и другой готовы защищать с пеной у рта. Дело в индивидуальной психологической конституции, на мой взгляд.

+2
Ответить
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Затрудняюсь назвать какие-то конкретные цифры относительно процента верующих среди религиоведов. Я не религиозный человек и не верю в существование сверхъестественного, поскольку уверена, что любой феномен можно объяснить в естественнонаучном фрейме, даже то, что мы привыкли относить к "духовной сфере". 

На данный момент я исследую проблему значения религии с точки зрения биологической природы человека. Существует несколько точек зрения относительно вопроса о том, зачем человеку религия и как она появилась. 

Анастасия Зубковскаяотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
0
Прокомментировать

(я автор вопроса и не отвечаю на свой вопрос, а просто комментирую в ответе, чтобы разъяснить вопрос)


Этот вопрос похож на предыдущий, но просто многие, кому я этот вопрос отправил подумали, что я хочу, чтобы на него ответил только Кузьмишин. Поэтому пишу его снова. Если же вдруг Вы просто не хотели в прошлый раз отвечать, то извиняюсь за повторный вопрос. Можете не отвечать, если не охота. Хотя мне было бы интересно узнать мнение всех, кому послал этот вопрос, мнение религиоведов.

Наверное, точных цифр не скажете, но достаточно Вашего мнения. Имею ввиду тех религиоведов, у которых есть диплом не церковного учебного заведения по религиоведению. То есть сюда не включаются теологи с семинарским и подобным образованием. Но если у теолога есть в дополнение к диплому церковного учебного заведения и диплом по религиоведению, то включаются.

 И отдельно, примерно, сколько % верующих среди религиоведов России? Отдельно, примерно, сколько % верующих среди религиоведов США?

Какие главные 3 главных факта, которые заставили Вас стать атеистом или верующим?

Если для Вас вера в Бога и сверхъестественное разные вещи, то можете уточнить.  

Какие главные 3 главных факта, которые заставили Вас стать атеистом или верующим?

ДаЖе еСлИ Вы уВиДеЛи ЭтОт ВоПрОс ЧеРеЗ нЕсКоЛьКо ЛеТ ПоСлЕ нАпИсАнИя, тО вСё РаВнО БуДу бЛаГоДаРеН, еСлИ оТвЕтИтЕ! :):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):):)

0
0

Очень общие вопросы. А некоторые и странные. Например:

Верующий ли Вы и на сколько процентов, примерно, уверены в существовании сверхъестественного?

Что значит "на сколько процентов". Как узнать разницу между 55% и 59% ? Как высчитать процент?
Быть "верующим" и быть "уверенным в существовании сверхъестественного" -- это несколько разные вещи. Например, можно быть уверенным, что в квартире завёлся барабашка, но делает ли человека эта уверенность верующим? И верующим во что или кого, кстати?

Как видите, один вопрос может породить 4-5 встречных уточняющих вопросов. Это плохо.

+1
Ответить

Поэтому я написал слово "примерно". Лично я раньше был, примерно, на 80% уверен в существовании Бога, и как следствие, сверхъестественного, потом на 90% уверен в отсутствии Бога. А сейчас ещё больше уверен, что Бога нет и как следствие барабашек. Но уж если для кого-нибудь это будут разные вещи то он может уточнить, написать, что не верит в Бога и верит, например, в барабашек.

-1
Ответить

 Бога нет и как следствие барабашек

Тут нет никакого следствия. Это абсолютно разные вещи даже в религиоведении.

0
Ответить

Интересно, как вы высчитывали проценты? Каким образом появилась цифра 80 и далее 90%? 

0
Ответить
Ещё 2 комментария

Я не высчитывал. Долго объяснять. Просто примерно, интуитивно написал. 

0
Ответить

Ясно

0
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить