Чем можно объяснить столь возросшую популярность современных лекториев в проведении публичных лекций почти по всем отраслям знаний?

6667
8
1
23 октября
22:53
октябрь
2015

Тренды - дело рекламы и локальной адаптации под местное сообщество. В Москве мода на образование пришла практически одновременно с так называемыми хипстерами, которые ходили в очках-нулевках с томиком "Улисса", а если были попроще с Бегбедером, коротко говоря - появилась мода на получение новых знаний, информации и последующей трансляции оных, условно, за завтраком в четыре часа вечера в Солянке. Места менялись, книжки тоже, и в 2008 году появился, тогда ещё, Центр современной культуры, а ныне Музей Гараж, а в 2009 появилась Стрелка со своей публичной программой. Я бы назвал это отправными точками Московского просвещения. Параллельно был ещё и винзавод, ещё какие-то мелкие истории с образованием, мелкие, но очень важные. Шло время и люди изначально отдававшие дань моде на посещение таких мероприятий, попросту привыкли к получению знаний. Осмелюсь предположить, что осталось в лучшем случае 60% от тех, кто начинал ходить, остальные 40% - это уже те, кому от 15 до 20.

В 2011 году появился наш общий друг Сергей Капков, и жизнь, как говорится, "перестала быть прежний навсегда". Под его чутким надзором в городе стали формироваться, а чаще - меняться уже и муниципальные институции, в которых молодые, но уже привыкшие к определённому качеству жизни люди получили возможность ходить на лекции, проводящихся в приятных глазу общественных пространствах.

Нужно понимать, что с появлением таких частных инициатив, как Стрелка и Гараж, с формированием новой - капковской Москвы, изменилось настроение горожан, они стали смотреть на вещи совершенно иначе. Эксперимент сработал, люди поверили в новую жизнь, частью которой стал культурно-образовательный досуг. А когда лучшие из лучших становятся адептами того или иного образа жизни, масса, как известно, подтягивается, ориентируясь на этих самых лидеров мнений. У меня около тысячи друзей в фейсбуке, я совершенно четко понимаю, что примерно половина из тех, кто ходит на лекции - ходят искренне, треть людей ходят, чтобы выложить фото в инстаграм или сделать чекин в фб, остальные - это те, кто как раз эти лекции и мероприятия придумывают и готовят.

Мода на образование в Москве - это история про развитие от формы к содержанию, и это очень важный этап в формировании нового постсоветского сознания. Хочется верить, что вопреки всему происходящему, этот тренд, мода, необходимость, называйте как угодно, останется. Ведь в конечном счёте человечество должно развиваться, а современной России ох как нужны ребята, которые не ленились и ходили слушать лекции по авангарду в Еврейский музей и лекции по современному искусству в Гараж. Одним словом - "Бобо в раю", именно так и появляется новая элита.

Trifon BebutovОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
58
1
октябрь
2015

Как руководитель лектория, прямо или косвенно относящегося к теме, могу сказать, что популярность связана с набором факторов, но среди них есть один главенствующий, и связан он с процессами происходящими в государстве. Эти процессы, которых накопились тысячи за последние годы, можно объединить вместе под общим словом "деградация". Деградация органов государственной власти, законов, телевидения, общества, церкви, морали, и как совокупность, деградация всей страны. Что делать человеку, который видит это? Некоторые люди, которых немного, отвечают тем, что начинают просвещать окружающих, потому что видят науку и знания единственной альтернативой. Активность таких людей создаёт рынок, которого несколько лет назад не существовало. Появляются образовательные проекты на любой вкус и цвет, для любой возрастной категории, для любой области знаний. Одни люди открывают их в интернете, другие в оффлайне, и вслед за появлением предложения появляется спрос, который огромен, и формируется в первую очередь нежеланием многих людей углубляться в средневековое мышление. Далее, каждый проект строит свою стратегию развития (привлечения аудитории). Кто-то ставит на авторитет специалистов, кто-то привязывает смешные картинки к научным новостям, кто-то ставит на доступность для посетителей. Все вместе они формируют тренд, которого не существовало несколько лет назад, и он заключается в том, что крут сейчас не тот, кто начал курить в 15 лет, водит папин Мерседес, пьёт, лезет в драки и ругается матом, а тот, чьим достоинством является интеллект. Быть образованным теперь модно.

28
6
октябрь
2015

Во-первых, подтверждаю данное наблюдение, как человек, часто читающий публичные лекции. Во-вторых, это не чисто российский, это общемировой феномен. Это можно утверждать, сравнивая реакцию на старые выдающиеся космические миссии ("Галилео" в системе Юпитера, "Кассини" в системе Сатурна) с новыми, не столь яркими (Новые горизонты, Плутон), реакция на которые гораздо сильней. Как часто бывает, у нас эта общемировая тенденция выражена резче и ярче.

Общемировая причина, думаю, достаточно глубока: происходят смены эпох: эпоха просвещения, эпоха НТР, эпоха потребления. И вот, похоже, наелись до тошноты, и эпоха потребления вместе с постмодернизмом отчаливают в Лету. В том, что придет на смену, наука и знания, возможно, будут более высокими ценностями, чем сейчас, но это лишь гипотеза.

Что касается наших реалий, то здесь скорее всего добавился еще один мощный фактор: протест против мракобесия, насаждаемого сверху. Может быть, даже некая сублимация протеста вообще против крепнущего маразма. Протест выражается в том, что человек принимает ценности, противоположные насаждаемым. В конце советской эпохи такую роль играла рок-музыка и прочий андерграунд.

Кстати, насчет аудитории. Там нет никакого засилья хипстеров или какой-то иной социальной группы. Там все возраста, причем люди всех возрастов задают все более грамотные вопросы. Так что попытки объяснить феномен модой или конъюнктурой - не более, чем глупость, взятая с потолка. Поверьте.

17
3
показать ещё 6 ответов
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта