Aleksandr Gaponov
8 марта 02:21.
4858

Согласно православию: куда попадет человек за разные деяния, в рай или ад, если он был умственно отсталым, психом и не соображал, что делал?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
4
3 ответа
Поделиться

Человек не попадает ни в Ад, ни в Рай за "деяния".  Рай и Ад это состояние души, внутреннее состояние, которое однажды зафиксируется в Вечности. Поступки тут важны только как своего рода барометр или градусник, отражающий внутреннее состояние. Человек будет в аду, если он зол, если он выбирает зло. Подобное стремится к подобному, и если экзистенциальным выбором человека является зло (жестокость, эгоизм и т.п.), то в Раю ему будет плохо. Нет никакой возможности затащить такого человека в Рай, Бог предоставляет такого человека самому себе  - это и есть ад. Я использую дословно формулировку из предыдущего, дореформенного Катехизиса - грешники "будут предоставлены сами себе в аду".

Если человек грешит исключительно по слабости, если он искренне хотел бы всё изменить, но просто слаб, не хватает сил - в ад такой человек не попадёт. Ключевое слово здесь - искренне. Если человек совершает зло неумышленно, то это вообще ни о чём - без соответствующего умысла грех не существует.

Если человек воздерживается от злых поступков ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО из страха перед адом (или любым другим наказанием, неважно) - этот человек на дороге в ад, поскольку его внутренним выбором является зло, и важно именно это, а не поступки. 

Если человек совершает внешне добрые дела ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО из желания награды (в т.ч. в Раю), т.е. из эгоизма - это не приближает его к Раю ни на шаг, поскольку движет им эгоизм, и Рай тут ни причём.

И т.д. Так учат и Православная, и Католическая Церкви, тут разницы нет. Разница в учении касается догмата о Чистилище. Поскольку оно тут упоминалось, напишу пару слов. Чистилище мало что добавляет в вышесказанному, оно практически не усложняет картину. Чистилище - это просто преддверие Рая. Там сколько-то будут находится те из нас (впрочем, абсолютное большинство) кто выбирает Бога и жизнь с Ним в Раю, но так вот прямо сразу войти не готовы, им необходимо очищение. Дорога из Чистилища только одна - в Рай, здесь без вариантов. Страдания в Чистилище добровольные, это можно отдалённо сравнить со страданиями худеющей женщины на беговой дорожке - очень тяжело, очень трудно, но эти слёзы напополам с радостью от результата :)

Ещё есть когда-то популярное, но необязательное учение о Лимбе. Лимб - место блаженства для чистых душ, не знающих Бога. Высшее блаженство, какое может себе представить человек - это Лимб. В Раю нам обещано такое, что представить себе никак нельзя :). В Раю блаженство сверхъестественное, в Лимбе - максимально возможное естественное. Лично я в Лимб не верю, мне трудно себе представить, что Господь не найдёт способа открыться тем, кто не знал о Нём при жизни. Поживём - увидим :)

* я специально не писал о значении Веры и любви к Богу для "попадания" в Рай или Ад, поскольку верующие в курсе, а для неверующих это слишком абстрактно, больно издалека пришлось бы начинать.

Дмитрий Курилинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
17
-1

Я бы почитал о значение веры от Вас

0
Ответить

Нууу, антиномия вера/дела не так проста для формулирования. Мы верим, что только Вера и нужна для попадания в Рай. Всякий верующий во Христа будет в Раю. Но Вера в данном случае - не просто признание определённого набора фактов, такая вера ничего не даёт. Верой мы называем поставление Иисуса Христа в центр своей жизни, следование за Ним во всём, установление особых отношений с Ним. Таких отношений, когда действительно важен только Он и вот эти отношения с Ним, всё же остальное - относительно. И вот такая Вера не может не проявляться в добрых делах. Если нет дел (бескорыстных, не обусловленных стремлением к награде), если твоя вера не меняет твою жизнь и твои поступки - значит, она не настоящая, мёртвая. Значит, в центре твоей жизни не Христос, а что-то другое. Поэтому мы говорим, что вера без дел мертва. В этом смысле без добрых дел в Рай не попадёшь. Но тут принципиально важно, что дело не в делах, они только показатель. Если градусник подмышкой показывает +20, человек скорее всего мёртв.  Но он мёртв или жив независимо от градусника. И здесь нет преуменьшения значения добрых дел, ведь без них мы не можем считать свою веру живой.

+3
Ответить

Ничего не понятно про Чистилище. Я уже много раз пытался добиться от католиков внятного объяснения сего посмертного института, но тщетно. Чем он от ада отличается? Если в аде нет Бога, то в Чистилище - чуть-чуть? Или как? Но мы знаем, из Писания, что степени мучений и блаженств будут разные, эдакая дифференцированная шкала, плавно переходящая одно в другое. Нафик тут какой-то предбанник? Возможность "выслужиться" до рая? А почему тогда нет такой принципиальной возможности для находящихся в аду? Есть список каких то грехов, от которых не избавишься? Но тогда это противоречит тому, что Вы написали о наказании или награде за внутреннее состояние, а не за поступки. Да и вообще, посмертное состояние до Страшного суда - временное. 

В общем, сдаётся мне, что правы некоторые историки религии, намекающие на то, что Чистилище, как и индульгенцию придумали католики "чисто ради бабок поднять".

-1
Ответить

 Нафик тут какой-то предбанник? Возможность "выслужиться" до рая? А почему тогда нет такой принципиальной возможности для находящихся в аду?*****

Почему выслужиться? Очиститься. Вот Вы если прям сейчас умрёте* - Вы готовы прямо в текущем состоянии войти в Рай? Что-то мне подсказывает, что вряд ли. Лично я не готов. Я ж там такое вытворяиь начну, что и здесь вытворяю - ибо страсти. Ну и что тогда с нами делать? Нас нужно очистить :) Так что не предбанник, а баня :) Человек должен быть очищен внутренне, очищен от страстей. Ну и, грубо говоря, те, кто согласен на это, хочет стать чистым для Бога - того Господь направляет через Чистилище в Рай. Кто не хочет, для кого его страсти дороже - того направляет в Ад, ибо вольному воля. Что тут ещё объяснять? Всё просто :)

+2
Ответить
Ещё 7 комментариев

Ну опять же - почему в аде нельзя очиститься? Много ли таких людей, которые сознательно хотят в ад? (это к вопросу о готовности) 

-1
Ответить

Если вдруг Вы не в курсе, есть отличная книга у Льюиса о "механизме" выбора ада - "Расторжение брака". Отлично иллюстрирует этот выбор. Богословски некорректная, автор не ставил себе такой задачи, а вот психологически очень точная.

+1
Ответить

Чем принципиально Чистилище  отличается от ада? Возможностью? Тогда весь ад - это Чистилище, за исключением совсем уж сознательных редисок, коих наверно всё же мало. Зачем создавать лишние сущности?

0
Ответить

Нет, не "возможнлстью". Вечная судьба уже решена и для тех, и для других, вариантов и возможнлстей больше нет. Те, кто в аду - они там навсегда, поскольку отвергли Бога и не хотят по-другому. Те, кто в Чистилище, выйдут оттуда в Рай, поскольку в Чистилище назодятся только спасённые, принявшие Бога и Его волю о себе. И находятся они там добровольно и временно, с единстаенной целью - очиститься и т.о. приобоести способность быть в Раю.

0
Ответить

Хорошо. Страшный суд тогда зачем?

0
Ответить

Как соотносятся в проекции на наше земное время события, происходящие вне времени (в данном случае частный и общий суд), я не пытаюсь себе представить, поскольку не могу мыслить вне временных представлений. Это если Вас интересует моё восприятие. Если же Вас интересует мнение теологов, Вы, кажется, знаете, где его найти :)

+2
Ответить

На самом деле чистилище не имеет основания библейского и возникло даже если и не по причине "срубить бабла", то точно по логике человеческой.

А вот Бог на этот счёт придумал куда более действенный способ и главное - мгновенный:

"Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся." (1Кор. 15:51,52)

Абсолютно любой человек имеет греховное тело плоти (испорченную грехом натуру). Это наследие от Адама потому, как все в нём согрешили и безгрешных людей не бывает и при этом ничто нечистое в царство небесное не войдёт. Человеческими усилиями ситуация патовая и Бог для её решения приготовил два ключевых момента: первый - освящение кровью Христа по вере в Него при пока ещё наличии греховной натуры в течение земной жизни, второй - мгновенное избавление от греховной натуры в момент второго пришествия и вознесения церкви.

Это мгновенный одноразовый акт без каких либо наших усилий, а усилия нужно делать раньше при жизни: "ибо есть воля Божья - освящение ваше", когда мы преображаем наш ум в ум Христов с Его же чувствованиями потому, как после смерти будет уже поздно.

0
Ответить

Денис, Вы ведь православный? Тогда вот Вам тема о Чистилище в FAQ католического форума:

http://catholichurch.ru/index.php/topic/391-%d1%87%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%bb%d0%b8%d1%89%d0%b5/

(надеюсь на понимание со стороны модераторов, эта ссылка явно не является рекламой)

Там приводятся фрагменты полемики по Чистилищу на Ферраро-Флорентийском соборе, где латиняне приводят как аргумент цитаты из свв. Отцов.

0
Ответить
Ещё 6 комментариев

А если не православный, то мне эта ссылка не подойдет?))) Я знаком с католической апологией. И метод мне не нравится, как и в вопросе о филиокве, хотя там всё более тонко и не так однозначно. А вот про Чистилище - здесь явно умножение сущности. И замечу, что в православии учение о загробной участи до Страшного суда не разработано, есть только смутные общие представления, которые ни разу не догмат. А Чистилище - католический догмат. И всё же, я хочу услышать именно Ваше понимание - чем принципиально Чистилище отличается от ада, по какому критерию распределение кому в ад, а кому на велотренажёр?

0
Ответить

Если не православный, то цитаты из Отцов не воспримете как аргумент.

Моё понимание вроде бы я уже изложил? Вы, наверное, пару р плик выше ешё не успели прочесть.

0
Ответить

* реплик

0
Ответить

Я в свою очередь с православной позицией хорошо знаком. Ну что сказать, есть между нами богословские различия, есть :)

0
Ответить

Ну... Это не такие уж и разногласия. Мне кажется, самый правильный ответ в этом вопросе - так исторически сложилось. В православии опять же полно всякой околобогословсой дичи о мытарствах и т.п.

0
Ответить

Не думаю, что кто-то из католиков считает жти различия очень важными. Я не считаю :)

0
Ответить

Чистилище это место где душа обременённая грехами (не особо огромными) проходит очищение от этой грязи и когда она очистится то отправляется в рай или так называемый лимб а может дальше перерождается по законам кармы этого я точно сказать не могу. А вот те кто реально и по доброй воле творил ЗЛО ТОТ ОТПРАВЛЯЕТСЯ В АД к бесам ибо сказано ВАШ ДОМ ТАМ ГДЕ СЕРДЦЕ ВАШЕ!!!

0
Ответить

Одно точно: спасаться нужно при жизни, успеть обернуться к Богу. Пока есть время. Быстро прочтется и приведется в исполнение приговор судьбы (болезнь, авто-авиа-катастрофа, другая причина) и времени на осознание сути своей души и искреннее покаяние уже не останется. Не нужно начинать новую жизнь с понедельника, нужно начать ее уже в текущую секунду. Самое интересное, что для изменения себя, человеку достаточно просто очень сильно захотеть этого, это главное условие ("Встану и пойду к Отцу своему"). А относительно рассуждений о загробном мире, включая различные тонкости того бытия, хочется сказать, что это немного наивно, т.к. миры те духовны, в которых отсутствие земной системы измерений - это лишь малая часть того, чего мы не знаем, не ощущаем  и не видим ("не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" 1 Кор. 2:9).

+3
Ответить
Ещё 1 комментарий

Спасибо за разъяснения.

+1
Ответить
Прокомментировать

Православие с жёсткой дальностью ад/рай проигрывает тому же католичеству с развитой системой чистилища, когда мы начинаем прикидываться, куда кого определить после смерти. Вообще действует универсальный принцип, для всех религий. Чем меньше осознанность, тем меньше ответственность. С нашего шизофреника спрос будет гораздо меньше, чем с человека, ясно понимающего, что он делает, и какие у его действий будут последствия. Так если младенец, хаотично размахивающий в колыбели руками, случайно нажмёт на кнопку пуска ядерной ракеты, то осуждён не будет.

Андрей Говорунотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
4
-1

А есть ещё, как некоторые считают, Лимб :) Андрей, но Чистилище - это просто преддверие Рая, его наличие ничего не усложняет. И нет никакого развитого учения о Чистилище, мы знаем, по сути только его предназначение, больше мы о Чистилищем не знаем ничего. Так сказать, по техническим причинам :). Я написал в своём ответе пару слов о Чистилище и о Лимбе.

0
Ответить

Лимб - это первый уровень чистилища, если что. Чистилище - это нормальный средний вариант для тех, кто не достаточно чёрен для ада, и недостаточно светел для рая. Отличная вещь. И что, что оно есть преддверие рая? Ну прекрасно! У человека есть возможность очиститься, и достичь нормальных мест. Это намного логичнее, чем тупо распихивать всех в две коробочки, но гораздо менее логично, чем реинкарнация. Но лучше так, чем никак.

-2
Ответить
Ещё 6 комментариев

Насчёт логичности не знаю,  но Лимб в любом случае не первый уровень Чистилища. Лимбов, кстати, два - Вы в курсе? Это если вообще верить в Лимб, но эта вера не догматизирована, вопрос стоит на обсуждении :)

0
Ответить

Тогда нам стоит условиться об источниках. Я свои представления черпаю из Божественной Комедии Данте. А вы? 

-2
Ответить

Я попросил друзей-товарищей найти ссылку на русском, жду ответа. В английском я слаб. Прям сразу могу дать ссылку на немецком, подойдёт?

0
Ответить

В духовном мире не существует полутонов точно так же, как и в физическом невозможно быть немножко беременным.

Во первых - спасение по вере и только, а там ... после смерти человек видит и Бога и дьявола, а Павел пишет, что вера есть уверенность в невидимом и когда видишь уже нет места вере. По этой причине спасение после смерти невозможно и все отпевания и отмаливания - очередной способ зарабатывания денег и удержания власти над умами людей.

Написано - поверил Авраам Богу и это вменилось ему в праведность. Он есть отец всем верующим и это единственный способ спастись. И по этому не могут спастись ни умершие вне Христа, ни дьявол, ни его падшие ангелы (демоны) потому, как там нет места вере потому, что выбор уже сделан.

Для наглядности приведу альтернативную версию слов Христа покаявшемуся разбойнику по соседству на кресте: "Ныне же будешь в чистилище ..."

Думаю и без комментариев хорошо видна явная несостоятельность учения о чистилище.

0
Ответить

Спасение только по вере - по всякой вере, или только по правильной?

0
Ответить

Вообще то вопрос по сути своей провокационный потому, как первоначальный ответ на него прост, как ... винтовка Мосина - ну конечно же только по правильной. Но тут же последует вопрос - а что есть правильная вера и главное - у кого она и в итоге либо вы задушите меня гарротой, либо я сожгу вас на костре ... образно выражаясь.

А теперь по теме, которая крайне сложна из-за многоступенчатости посвящения, что расписать тут всё (что я знаю и чего достиг) будет нереально, но попробую кратко.

Сперва, согласно Писания, Бог ожидает от человека веры в то, что Он есть и ищущим Его воздаёт, т.е. человек, уповающий на Бога никогда не будет Им обманут. Это первая ступень.

Вторая - это поверить, что Иисус Христос умер за грехи всего мира, был погребён и воскрес на третий день по Писанию, т.е. согласно многократному предупреждению об этом событии (пророческое слово). И даётся эта вера исключительно Богом на правильную проповедь Евангелия, т.е. не человеческими способностями и усилиями.

Потом, после покаяния и принятия Христа верой как Господа и Спасителя, человек получает начатки учения Христова и учится общению с Духом Святым напрямую без человеческого посредничества (1Ин.1:27) потому, как ИСТИННОЙ вере может научить только Сам Бог, а человек может только добавить своё несовершенство к несовершенству ученика.

Дальше ступени посвящения расписывать не буду потому, как кто знает и так знает, а кто нет - научится при желании, но итог всегда один и тот же:

"Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе." (Бытие 22:2)

Т.е. отдай Богу самое дорогое в твоей жизни, да ещё и то, через что Бог собирается исполнить Свои обещания, т.е. поверь.

Именно этой верой, явленной практическим исполнением, Авраам и угодил Богу. 

Первые христиане добровольно шли по этой вере на арены Рима, имея выбором отречься от Христа и спокойно жить себе дальше.

Это высшая ступень веры явленная через послушание Божьей воле, образцовым примером чему является молитва Христа в Гефсиманском саду и в итоге смерть на кресте.

0
Ответить

Впрочем, посмотрите просто английскую Википедию, там должно всё быть. В немецкой всё есть :).

0
Ответить

Зачем вы все усложняете? Это ведь не богословский форум. Вот зайдёт человек, далекий от религии и не станет читать ваши ответы. 

А по поводу вопроса, то человек будет судиться по своей совести. Вот пример две девочки, одна выросла в церковной семье, другую воспитала проститутка. С этих девочек и спрос будет разный. А какой, только Бог ведает. Надо о своей душе думать в первую очередь, а заботу о невменяемых оставьте Богу. 

0
Ответить

Нет, ну почему же? Я вот с интересом прочитал. ИМХО теория чистилища выглядит гораздо человечнее, чем жестко заданные рай и ад, в который мгновенно отправляются как конченные мерзавцы, так и просто "ни рыба ни мясо". Ясно что во втором случае наказание несоразмерно велико и несправедливо.

Но это всё рассуждения. Как оно на самом деле? Пока не умрём - не узнаем.

+1
Ответить
Ещё 3 комментария
Автор удалил свой комментарий

"никто не придёт к тебе и не скажет: "Смотри вот царствие божие, вот оно тут, вот оно там. но вглядись в душу свою, обо царствие божие внутрь нас есть."

0
Ответить

"Отвергну разум разумных и мудрость мудрецов погублю."  ребята все наши рассуждения хороши лишь для нас, между собой и только, но на всё воля божья! Так-то.

0
Ответить
Прокомментировать

Вот вы пишите :

Если человек воздерживается от злых поступков ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО из страха перед адом (или любым другим наказанием, неважно) - этот человек на дороге в ад, поскольку его внутренним выбором является зло, и важно именно это, а не поступки.

Это полная ересь. Если человек боясь ада перестает делать злые дела, то он все равно попадет в ад. Я вас правильно понял? Странно слышать, что страх перед адом, ведет человека в ад. Подкрепите ваши слова стихами из Библии.

1
0

Если танцевать от печки ,то 10 заповедей у всех одни и те же ,это базовый уровень поведения ,чтобы не искажать свой изначальный образ.  По существу помощей ближним и сородичам . Смотря в каком контексте рассматривать ,если ситуация помощи реализуется в саду божьем т.е. на природе которая нам дана им. Например сломал ногу в горах ища пропитание ,заблудился в лесу ,дотянуть до лета без еды ,это одна помощь.  Помогать в контексте стяжательства находясь в искусственной карусели потреблятсва ,когда сородич запыхался и запутался в долгах ,влип на жульничестве ,попал на мошенничестве ,и заболел ,гоняясь за образами соответствия транслируемыми с помощью технологий прямо в мозг и замете скорость нарастает уже 5g. Помогать в этом случае значит потворствовать и соглашаться индульгируя как само собой происходящее не зависящее от нас самих обстоятельство ,есть самообман. Выгодный ,что и является важным критерием происходящего. Неужели вы считаете что технический прогресс - это от бога ,искусственный интелект с цифровой экономикой то же? ха ха

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить