Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Доверяете ли вы консультациям фармацевта в аптеках?

МедицинаЗдоровье+2
Holy Shit
  · 4,2 K
Провизор, лекарствовед, либертарианец и просто добрый русский человек  · 8 мар 2019

Врачи говорят, что не любят ходить на приём к своим бывшим однокашникам, зная, как он учились. Нечто подобное я могу сказать и о своих однокашниках.

Фармацевтические работники делятся на две категории: фармацевты и провизоры. Фармацевты получают среднее профессиональное образование, тогда как провизоры — высшее специальное. И фармацевты, и провизоры могут служить работниками первого стола аптеки (в неграмотном просторечии — «за кассой»). Фармацевты обучаются три года, провизоры — пять лет. Фармацевты могут работать в аптеке после полного завершения обучения, а провизоры могут пройти промежуточный экзамен по завершении четырёх лет обучения и начать работать после этого, при этом продолжая обучение.

Я не стал проходить промежуточный экзамен и тратить ценное время на работу «за кассой» в ущерб времени, которое можно уделить обучению и наращению теоретических навыков. Многие другие стали. Когда я захожу в аптеки за лекарствами и вижу там тех ребят, кто стал жертвовать образованием ради работы, я каждый раз сталкиваюсь с тем, что они плохо ориентируются в простейших международных наименованиях лекарств, всеми нами подробно изученных в курсе фармакологии. Стоило ли им делать такую жертву? — вопрос риторический.

Конечно же, я говорю не обо всех и даже не о большинстве, но наличие безответственного меньшинства, к сожалению, уже подрывает доверие к фармацевтическим работникам как сообществу.

Таким образом, с одной стороны, я не имею оснований полагаться на советы некомпетентых коллег.

С другой стороны, dura lex:

Согласно пункту 15 Правил Надлежащей аптечной практики, функции первостольников включают в том числе функцию фармацевтического консультирования —

консультирование о рациональном применении лекарственных препаратов в целях ответственного самолечения, включая выявление состояния и жалоб, требующих консультации врача, по правилам приема и режиму дозирования лекарственных препаратов, их взаимодействию с пищей, хранению в домашних условиях, оказание информационно-консультационной помощи при выборе безрецептурных лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента, а также правилам эксплуатации медицинских изделий в домашних условиях с учетом технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие.

Кроме того, согласно пункту 54 Правил Надлежащей аптечной практики, первостольники обязаны информировать покупателя о диапазоне стоимости имеющихся в наличии в аптечной организации взаимозаменяемых лекарственных препаратов в рамках одного МНН относительно к запрошенному покупателем препарату.

Эти изменения лишь планируемые, но они уже косвенно содержатся в Правилах НАП, и эти изменения скоро вступят в силу.

Наконец, моё образование позволяет мне приходить в аптеку ровно за тем, что мне нужно, и не слушать никакие советы, но обычному человеку это недоступно. Однако это может быть доступно и обычному человеку, достаточно только приучить себя подробно описывать симптомы и научиться задавать правильные вопросы: каков механизм действия лекарства простыми словами (если аптекарь не может объяснить, ни ему, ни препарату не следует доверять), какие ещё есть лекарства того же механизма действия, какие есть более дешёвые и дорогие аналоги и чем они отличаются, — кроме того, немаловажно подробно изучать инструкции к лекарствам и строго следовать им.

Я предлагаю сделать следующие выводы:

  • Доверять можно рекомендациям лишь тех первостольников, которые оказывают полноценное фармацевтическое консультирование (см. выше) согласно планируемым изменениям закона и банальным требованиям совести.
  • Вскоре неоказание грамотного и полноценного фармацевтического консультирования станет незаконно и сможет повлечь за собой административные штрафы в сторону аптечных организаций, таким образом руководителям аптек будет выгодно, чтобы их сотрудники оказывали грамотное полноценное фармацевтическое консультирование.
  • Таким образом, свой уровень доверия к первостольникам я и вы можем смело повышать, но относиться к их советам по-прежнему критически и обязательно повышать собственный уровень лекарственной грамотности в рамках ответственного самолечения.

Вы же не работали за первым столом, верно? Я крайне негативно отношусь к соотношению адекватное консультирование/планы продаж.

Отвечает
Егор Рожков
Сеть аптек "МАКСАВИТ" рекомендует прислушиваться к консультациям фармацевтов в аптеках. Все наши сотрудники являются высоко квалифицированными специалистами в фармацевтической отрасли с профильным образованием. И фармацевт, и провизор - это работники первого стола, консультация которых не может быть расценена как медицинский осмотр и полноценное посещение врача. В... Читать далее
Нет. Знаю что и участковые врачи и фармацевты часто подкупаются фарм.кампаниями, чтобы предлагать определенный препарат. В Интернете всегда перед покупкой ищу дженереки. Лекарства с одинаковым действующим веществом могут стоить с разницей в 300 рублей. Может ошибаюсь, но при простуде пью чего-нибудь попроще- Колдакт и полощу гордо ромашкой или Фурацилином/Хлоргексидином... Читать далее
Вообще говоря, вне зависимости от стереотипов или инструкций, полезно руководствоваться в доверии/недоверии тем, по каким критериям оценивается тот, кому вы доверяете/не доверяете. Как полагаете, каков основной критерий оценки первостольника(работника аптеки контактирующего с посетителем аптеки)? Это средний чек(средняя сумма покупки), второй критерий - продвижение... Читать далее