Тарас Угнівенко
7 марта 06:27.
343

Можно ли буддистскую заповедь, что нельзя убивать, назвать привязанностью? И что настоящий буддист — тот, кто убивает, но ему все равно на это?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
1
4 ответа
Поделиться

Под привязанностью можно многое понимать. В буддизме привязанности — это то, что способствует формированию иллюзии постоянной и неизменной личности. Например, человек может сказать: «я люблю есть торт». В буддийском понимании это иллюзия. Нет того Я, которое любит торт. Есть совокупность пяти групп элементов, которые в реальности составляют иллюзию Я. Это как если бы мы смотрели на торт как на самосуществующий предмет, в то время как торт — это смесь бисквита, крема, шоколада, сахара и вишенка сверху. Так же и Я — это смесь: 1. материальных элементов, 2. элементов восприятия, 3. элементов эмоционального отклика, 4. элементов, составляющих волю, 5. элементов знания/опыта.

С тортиком всё понятно. Но что если человек скажет: «Я тебя ненавижу»? С позиции буддизма такой человек дважды ошибается. Во-первых, нет Я, которое ненавидит. Во-вторых, нет Я которое можно ненавидеть. Ненависть, жадность и заблуждение — это три причины беспокойств, возникающие вместе с иллюзией.

Если мы рассмотрим буддийский обет непричинения вреда существам (ахимса) на предмет того, приводит ли такое поведение к возникновению иллюзий, то не найдём в нём причин, для возникновения иллюзий. Непричинение вреда не требует отношения к другим существам, как к неизменным постоянным личностям. Представьте, что вы управляете автомобилем. Есть правила дорожного движения, которые вы соблюдаете, чтобы не причинить вред себе и другим. Вам абсолютно всё равно, кем являются водители встречных автомобилей: мужчинами, женщинами, пожилыми, молодыми, богатыми, бедными, любят они тортики или нет. Вы просто не выезжаете на встречную полосу, чтобы не причинить вред любым чужим автомобилям и своему. Вот это яркий пример ахимсы — непричинения вреда. И наоборот, если вас подрезал другой водитель и вы думаете в гневе: «Вот же неумный человек! Дай-ка я тебя догоню и отомщу!» Человек, до этого бывший свободным, оказывается привязанным к предмету ненависти, едет следом за ним и производит какие-то неблагоприятные последствия. Это яркий пример возникновения иллюзии самосуществования, приводящей к возникновению жизненных аварий.

Буддисты не могут равнодушно убивать, потому что буддисты не отрицают существование множества сознаний. Сознание не равно Я, так как это безличностный процесс. Каждый поток сознания находится на своей ступени развития. Убийство часто приводит к прерыванию, затормаживанию развития существа. Поэтому возникнут неблагоприятные последствия, отдаляющие и убитого и убийцу от буддийской цели — просветления. Другое дело — непреднамеренное убийство. Когда человек является просто физической причиной вреда из-за сложившихся материальных обстоятельств. Если человек при этом делает правильные выводы из своего поведения, тогда считается, что негативные последствия не возникают.

Поэтому, нет — отказ от причинения вреда не является привязанностью. И буддисты стараются никого не убивать. Если вы увидите людей, выдающих себя за монахов, и при этом агрессивных или убивающих существ, можете быть уверены, что эти люди не продвинулись в практике, они заблуждаются или просто не знают основы буддийской традиции.

Андрей Кудрявцевотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
12
0

Как  в  этом контексте  интерпретировать  высказывание  чаньского  мастера  Линь-цзы, который  сказал: "Если  встретишь  Будду - убей  Будду; если  встретишь  патриарха - убей  патриарха"?

0
Ответить

Полная цитата:

Последователи Дао! Если вы хотите обрести взгляд, соответствующий Дхарме, то не поддавайтесь заблуждениям других. С чем бы вы ни столкнулись внутри или снаружи — убивайте это. Встретите Будду — убивайте Будду, встретите Патриарха — убивайте Патриарха, встретите архата — убивайте архата, встретите родителей — убивайте родителей, встретите родственников — убивайте родственников. Только тогда вы обретете освобождение от уз. Если не дадите вещам связать себя, то пройдете насквозь, освободитесь от уз и обретете независимость. В числе приходящих со всех десяти сторон обучаться постижению Дао еще не было такого, который бы пришел ко мне независимым от вещей. Но я здесь с самого начала бью его. Если [эта зависимость] исходит от рук, бью по рукам, если она исходит изо рта, бью по губам, если из глаз, бью по глазам. Но еще не было ни одного, который бы пришел ко мне сам по себе освобожденный от уз. Все карабкаются вслед за бессмысленными выдумками людей древности.

Для последователей раннего буддизма это радикальное высказывание Линьцзи было шокирующим. И в этом и состояла его задача. В Китае тогда основной привычной идеей было конфуцианство, предлагающее беспрекословное поклонение предкам и учителям. Соответственно многие приходившие к Линьцзи ученики находились под влиянием конфуцианства. Поэтому он таким радикальным образом решил отделить дао Конфуция от дао Будды. Прежде всего тут нужно понимать, что речь идёт не о причинении вреда, а об уничтожении привязанностей. Убей привязанность к Будде, привязанность к Патриарху, к архату, к родителям, к родственникам. Ни Будда, ни Патриарх, ни архаты, ни родители, ни родственники не сделают тебя счастливым, если ты сам не приложишь для этого все свои силы. Парадоксально, но даже в этом Линьцзы был согласен с Буддой. Который постоянно повторял: проверяйте моё учение на своём опыте, как торговцы проверяют подлинность золота на рынке. А ещё есть история, когда один из продвинутых учеников Будды не мог достичь окончательного результата, и Будда указал ему, что причина в привязанности к Будде как личности. Он ему предсказал, что когда Будда перейдёт в нирвану, то привязанность нейтрализуется постепенно и ученик добьётся результата. Так и получилось в итоге. То есть, вероятнее всего Линьцзы имел в виду именно привязанности к Будде, Патриархам, архатам, родителям, родственникам именно как к иллюзорным конструкциям. Рассмотрение их сквозь призму замутнённого эгоистичного сознания. Если бы ученик Линьцзи действительно причинил бы вред кому-то, то как минимум получил бы за это палкой, в воспитательных целях.

+2
Ответить

Но что если человек скажет: «Я тебя люблю»? С позиции буддизма такой человек дважды ошибается?

0
Ответить

Если это чувство основано на пристрастии, то да. Если же это чувство сострадания и сорадования другому существу, безотносительно его личных качеств: красоты, здоровья, возраста и прочего, то есть, бескорыстного доброжелательного отношения, тогда иллюзия не возникает.

0
Ответить
Ещё 2 комментария

А чувство ответственности - иллюзия? Ведь любовь - это не только бескорыстное доброжелательное отношение. И часто любовь не благодря, а вопреки все же. Безотносительно, так сказать, качеств. Высшее проявление любви - отдать жизнь за любимого. Суперпривязаность ведь? А спривязанностями буддизм в контрах, так как от них всё страдание. Любовь - зло?

0
Ответить

чувство ответственности - иллюзия?

Что такое ответственность?

любовь - это не только бескорыстное доброжелательное отношение.

Если не только, то что ещё?

не благодря, а вопреки

Вопреки чему?

отдать жизнь за любимого

Отдать жизнь можно из эгоистичной мотивации или из альтруистичной. Это разные вещи. Если из эгоистичной, то это просто такая разновидность самоубийства, от которой никакой пользы нет.

-1
Ответить
Прокомментировать

Неважно, что ты делаешь, важно как, и для чего. Достигший просветления, и действующий с позиции абсолюта буддист может уничтожить всю жизнь на земле, не получив для себя никаких негативных последствий. Другое дело в том, что он не будет убивать кого бы то ни было, если к тому не было истинной необходимости, пользы для всех живых существ в сансаре, включая убитого. Но это касается только тех, кто уже успел избавиться от кармических пут - все остальные буддисты за убийство огоньки по полной.

Андрей Говорунотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
0
Прокомментировать

Полностью заповедь звучит так - "я обязуюсь не причинять вреда никаким живым существам". Сюда относятся и насекомые и все животные, не только люди. В разных учениях индуизма к этому обету еще добавляют отказ от мясной пищи, в буддизме это ссчитается не обязательным и есть сутры, где объясняется, что поедание мяса не делает кармическим соучастником убийства. Обет не причинения вреда не является привязанностью, потому что в нем нет никакого влечения, скорее наоборот он тяжел для соблюдения. Насчет "все равно на это". В некоторых сутрах описывается степени морального падения, когда у существ даже нету намека на раскаяние и никаких мыслей связанных с осуждением своего греховного поступка, то это самая тяжелая форма морального падения.

Виктор Пономаревотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0
0
Прокомментировать

нет нельзя. но вот если человек который не убивает постоянно думает какой он молодец что не убивает и всем тим хвалится и презрительно отоситься к тем кто убивает тот точно не на верном пути.

Паньянатта Кехаянотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
-1
Прокомментировать
Ответить