Tim Berezin
май 2016.
2780

Почему в России не получила развития готическая архитектура?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
6
5 ответов
Поделиться

Для того, чтобы понять, почему готическая архитектура не получила распространения в России, необходимо уточнить, о чём вообще идёт речь. Готическая архитектура во всей мощи проявила себя в религиозных сооружениях, а как мы знаем, религия в то время имела влияние почти во всех сферах деятельности человека. Тут нужно вспомнить школьный курс, когда учителя наивно и доходчиво объясняли нам про крещение Руси и дальнейший путь развития христианства в ней. База для последующего строительство русских храмов была взята именно у Константинополя. Византийская архитектура сыграла роль связующего звена между готикой и православной архитектурой. Нужно понимать, что никто не смотрел на храмы и не выбирал как по каталогу. Именно выбор религии был предопределяющим звеном, а уже потом, с налётом времени, готика и православная архитектура стали явно разниться по стилистическим и архитектурным приёмам.

Далее можно сделать несколько уточнений по вопросу:

Как оказалось, тот тип каменного строительства, который был предопределён, имел огромные преимущества для северных территорий. Соборы имели большую толщину стен, что было жизненно важно в условиях более холодного климата. Также, в храмах можно было укрыться от набегов противника. Что касается куполов, колоколов и прочих характерных элементах - это чистый символизм. К тому же, в Европе, уровень мастерства зодчих был в разы выше, чем на Руси, поэтому у них был открыт и широко развит метод контрфорсов.

К предыдущему вопросу добавлю, что при строительстве использовался известняк: красивый, светлый пористый камень, чернеющий со временем. И не о какой воинственности и угловатости готических форм речи и быть не может: это субъективные наблюдения.

Традиционно здесь есть несколько пластов:

1) Как верно сказали в предыдущих ответах готика это не просто стиль. Готика - это воплощение совершенно конкретных философско-богословских идеалов в камне. Значительную роль в воплощении этих идеалов сыграл совершенно, опять же, конкретный человек - аббат Сюжер он же в латинизированной традиции аббат Сугерий. Его идеалы Божественного света, во-многом, легли в основу готики. Нужно помнить, что несмотря на то, что сегодня мы считаем слово "Готика" синонимом мрачности, на самом деле готические соборы - это храмы света, где под час складывается впечатление, что витражей чуть ли не больше чем стен. Русь, которая, как верно было сказано, усвоила византийский тип христианства, была несколько оторвана от богословских идеалов Сюжера и его последователей, соответственно и конкретных воплощений ждать с трудом приходилось.

2) Здесь тот редкий случай, когда нам придется встать на очень зыбкую почву сослагательного наклонения. Дело в том, что в искусствоведении существует термин "Русская романика". Ярким ее примером является знаменитая Церковь Покрова на Нерли или Дмитровский собор во Владимире. И вот тут, некоторые исследователи задаются риторическим вопросом - получилась бы на Руси русская готика? Вопрос не праздный, ведь монгольское завоевание очень больно ударило по российскому зодчеству. Изменилось все, во-первых количество строящихся церквей, во-вторых их размеры (в это время строится все больше мелкий церквей, и все меньше крупных соборов), даже технология кладки и та изменилась. Однако, как понятно, ответа на поставленный выше вопрос нам не получить. Мы можем лишь предположить, что учитывая первый пункт (оторванность от философских идей запада) на Руси могла возникнуть некая квазиготика или псевдоготика, относящаяся к европейской готике, также как русская романика к европейской романике.  

Может готический стиль просто показался русским людям мрачным и не очень привлекательным. При строительстве готических зданий обычно используют темный камень, что бы подчеркнуть яркость божественного света проходящего в ажурные рамы окон. Но сами рамы при этом ложится нагрузка отобранная у зауженных простенков, от того они кажутся массивнее. Потолочные арки, башни и шпили имеют ярко выраженные резкие линии и углы, создающие впечатление некоей воинственности и агрессивности и величия, что впрочем очень идет готическим крепостям и замкам.

А вот купола дворцов и церквей России это округлые, пухлые формы (мне такая архитектура напоминает пушистые кроны деревьев и хлеб даже). Башни и колокольни часто строились похожими на свечу, маковка в этом случае язычок пламени.

Архитекторы православных церквей старались передать не только величие божественного замысла, а еще и тепло любви Господа к пришедшим в храм. Арки потолка внутри помещения тоже округлые, их еще называют шатровыми, все это не давит на входящего в помещение, а кажется что вверху натянута легкая расписная ткань которую надувает ветер. Свет свободно распространяется по помещению, не ломаясь в острых гранях.

Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция в Царицыно высказала свое резко свое мнение архитектору построившему ее дворец в готическом стиле так

" Это не дворец, а тюрьма!" После чего резиденцию пришлось перестраивать.

Показать ещё 2 ответа
Ответить