Что философы либерализма думают о нравственности, традициях и морали?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Либеральная доктрина не декларирует абсолютные моральные ценности – это уже сделала религия, и либерализм не оспаривает эти ценности, оставляя за человеком индивидуальное право их выбора или отказа от них. Вместе с тем, США представляют собой живой пример тесного союза либеральных идей и этических принципов христианства. Однако трудно отрицать то, что система нравственных принципов, которыми руководствуются люди, не ограничивается исключительно религиозными истоками. Да и религиозные догматы далеко не сводятся только к нравственным принципам.

Справедливо и то, что марксизм, противопоставляя себя либерализму, рассматривал религию в качестве именно буржуазного, т.е. либерального «опиума народа» и потому принял в качестве своей эпистемологической основы атеизм и полное отрицание нравственности. Моральным у марксистов признавалось только то, что служило интересам лишь одного класса – пролетариата, хотя на деле мораль у них превратилась в орудие политики коммунистической партии.

А вот либеральные ценности – свобода и права человека – стали универсальными и самыми главными для человека.

Не претендуя на роль религии, либеральная доктрина рассматривает нравственные принципы прежде всего с точки зрения практической организации жизни индивида и общества. Человек всегда поступает рационально и преследует свою выгоду, но в обществе это неизбежно означает необходимость отказа от менее значимых выгод и приобретений в пользу более значимых для индивида, что всегда сводится к выбору сотрудничества с другими индивидами.

Вот как сформулировал эту идею один из самых авторитетных либеральных мыслителей Людвиг Мизес в своей работе «Либерализм»: «…Как член общества, что бы человек ни делал, он должен принимать в расчет не только собственную непосредственную выгоду, но и необходимость в каждом действии укреплять общество в целом, ибо жизнь индивида в обществе возможна только благодаря общественному сотрудничеству, и если разрушить общественную организацию жизни и общества, то каждому индивиду будет причинен существенный ущерб».

Нравственное поведение либерал рассматривает как временное пожертвование некими интересами и выгодами ради общественного сотрудничества, вне рамок которого действия индивида лишаются цели и смысла.

В то же время либерал призывает быть разборчивым в понятиях нравственности и не верить моралистам, требующим жертв и лишений со стороны одних ради благополучия других – класса, партии, вождя. Сострадание заложено в человеке генетически, и поэтому в условиях свободного общества всегда будет проявляться стремление помочь слабым и немощным. Однако с состраданием и нравственностью не стоит путать принудительное изъятие у одних того, что они заработали, и перераспределение изъятого другим вместо того, чтобы создать условия для каждого зарабатывать свой достаток. Потакание зависти и социальной ненависти трудно признать моральным поведением.

Детальное обоснование либеральной позиции по этическим вопросам содержится в фундаментальном труде Г.Хэзлита «Основы нравственности» (Henry Hazlitt, Foundations of Morality, 1964).

В приводимом выше в вопросе ряду понятий одно является лишним – традиции. Сами по себе традиции никак не связаны с нравственностью, но их пытаются нагрузить неким этическим содержанием в идеологии традиционализма, которая призвана заменить неугодные ценности другими. Но поскольку других ценностей просто не существует, то вожди традиционализма призывают различить их в искусственно нагнетаемом тумане прошлого. Например, в борьбе с либерализмом Гитлер активно использовал в качестве нравственных скреп мифологию арийской расы и древнегерманский эпос.

«Традиционализм пытается оправдать свои догматы, указывая на успех, обеспеченный в прошлом. Как эти утверждения согласуются с фактами – другой вопрос. Исследования иногда могут вскрыть ошибки в исторических утверждениях традиционных верований. Однако это не всегда разрушает традиционную основу, поскольку ядром традиционализма являются не реальные исторические факты, а мнения о них, хотя бы и ошибочные, и желание верить в вещи, которым приписывается власть древнего происхождения», - так охарактеризовал суть традиционализма Л.Мизес в своем труде «Человеческая деятельность».

Нравственные принципы, построенные на выдумке, не являются прочной основой для общества.

Андрей Авраменкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
20
-1
Прокомментировать

Что бы они ни думали, их моралите всегда тактика, фарисейство и лицемерие. И не потому, что они плохие люди. "Люди как люди, только их квартирный вопрос испортил". Без шуток, поскольку наша квартира это мир второго начала термодинамики, мир энтропийной деградации, а следовательно, и безжалостной борьбы за ресурсы. И здесь лишь два выхода. Один, засучив рукава, вступить в эту борьбу, освободившись от такой химеры, как совесть, а вернее, используя ее как средство военной хитрости в свободной борьбе всех со всеми. Вот это и есть либерализм. Второй путь абсолютного вненормативного Христова самопожертвования. Сразу скажу, я на такое не способен, но не способен я и на либерализм. Маркс пытался найти какой-то выход... Увы, марксистский проект в русском варианте стал такой кровавой баней, на которую и либералы оказались не способны, Хотя, как говорится, еще не вечер, а пример христианствующих либералов из Америки не может не вдохновлять. Дерзайте, может вы и ГУЛАГ переплюнете? 

1
-2
Прокомментировать
Ответить