Photo by AussieActive on Unsplash
Илья Кашин
5 марта 00:43.
324

К чьей датировке египетской истории (по Бекерату, Бикерману, Крауссу и т.д.) больше склоняется современная египтология?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться

Большинство египтологов сходятся в общих чертах и многих деталях хронологии Древнего Египта. Этот научный консенсус представляет собой так называемую Традиционную египетскую хронологию, которая ставит начало Старого царства в 27 век до нашей эры, начало Среднего царства в 21 век до нашей эры и начало Нового царства в середине 16 века до нашей эры. Несмотря на этот консенсус, разногласия остаются, в результате чего различные хронологии расходятся примерно на 300 лет в начале династического периода, до 30 лет в Новом царстве и на несколько лет в позднем периоде. Другими словами, чем древнее период времени, тем больше неточностей в хронологиях. 

Кроме того, существует ряд «альтернативных хронологий», выходящих за рамки научного консенсуса, таких как «Новая хронология», предложенная в 1990-х годах, которая снижает даты Нового Царства на целых 350 лет, или «Хронология Глазго» (предложенная в 1978– 1982), что понижает даты Нового Царства на целых 500 лет.

Лучше придерживаться Традиционной египетской хронологии. Остальные - слишком спорны.

Полезный способ обойти эти пробелы в хронологии - найти хронологические синхронизации, которые могут привести к более-менее точной дате. За последние десятилетия было найдено несколько способов. 

Способ "Сериация" - поиск археологических последовательностей. Это не привязывает человека или событие к определенному году, но установление последовательности событий может предоставить косвенные доказательства для предоставления или поддержки точной даты. Например, некоторые надписанные каменные сосуды правителей первых двух династий были собраны и помещены в складские галереи и опечатаны, когда была построена Ступенчатая пирамида Джосера, фараона Третьей династии. Другим примером являются блоки из Старого Царства с именами нескольких царей, которые были повторно использованы при строительстве пирамид-храмов Среднего Царства в Лиште в структурах Аменемхата I. В последнее время пытаются синхронизировать события древнего Египта с Библией. Но Библия не является документом, из которого можно четко определить даты событий.  

Синхронизация с хронологиями других цивилизаций. Наиболее важными из которых являются ассирийская и вавилонская хронологии, с хеттами, древней Палестиной и в последний период с древней Грецией. Самая ранняя подобная синхронизация имеет место в 18 веке до нашей эры, когда стелла губернатора Библоса Янтину указывает на то, что фараон Неферхотеп I был современником царей Зимри-Лим из Мари и Хаммурапи из Вавилона. Другие ранние синхронизмы датируются 15 веком до нашей эры, в период Амарны, когда имеется большое количество дипломатической переписки между египетскими царями Аменхотепом III и Эхнатоном и различными ближневосточными монархами.

Астрономические синхронизмы. Наиболее известным из них является Сотический цикл, тщательное изучение которого привело Ричарда А. Паркера к утверждению, что даты двенадцатой династии могут быть установлены с абсолютной точностью. Более поздние исследования подорвали эту уверенность, поставив под сомнение многие предположения, использованные в Сотическом цикле, и в результате эксперты отошли от того, чтобы полагаться на этот цикл. Сотический цикл - Древние египтяне рано заметили, что восход Сириуса (или Сотиса) непосредственно предшествует восходу Солнца, которое его затеняет, и знаменуется разливом Нила. Это давало возможность корректировки календаря, который состоял из 365 дней и отставал от истинного солнечного года (365,422 дня). Длина цикла составляла 1460 лет, после чего два календаря опять совпадали.

Радиоуглеродное датирование. Это особенно полезно для периода ранней династии, когда египтологический консенсус был возможен только в пределах трех-четырех веков. Исследование, проведенное в 2013 году, показало, что начало Первой династии началось в 32-м или 31-м веке, что согласуется с мнением ученых о его расположении между 34-м и 30-м веками до н.э.

Дендрохронология. Появились случайные возможности использовать дендрохронологию для поддержки египетской хронологии, в основном в период Нового Царства, например кораблекрушение Улубурун. Совместное использование дендрохронологии и радиоуглеродного датирования позволило идентифицировать кольца деревьев даже в период Среднего царства, как в гробу Ипи-ха-Ишутеф (датирован 2073 ± 9 г. до н.э.) или погребальном катере Сенусрет III (датирован 1887 ± 11 г. до н.э. ; условная дата правления 1878 г. до н.э. - 1839 г. до н.э.)

Пора бы египтологам заняться компьютеризацией. Сделать специальную программу, вести известные данные и получить более точные результаты от бесстрастного компьютера. Но тогда все лавры достанутся программисту. :))))) 

10
0
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Ни одна хронология сегодня не безупречна. Однако в целом в мировой египтологии принято ориентироваться на обобщенное издание "Хронология Древнего Египта" под редакцией Э. Хорнунга, Р. Краусса и Д. Уорбертона. А в российской науке (во всяком случае при публикации академических сборников) часто отдают предпочтение хронологии Бикермана. Хотя её слабые места хорошо известны.

Олег Нагорныйотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
0

Огромное спасибо за ответ. Как раз то, что было нужно. А не могли бы высказаться на счёт фон Бекерата, пожалуйста? Часто вижу, что его хронологии тоже отдают предпочтение.

0
Ответить

Относительно фон Бекерата, я могу предложить вам  рецензию на его работу:
И.А. Ладынин, А.А. Немировский рец. на Beckerath J. von Chronologie des pharaonischen Ägypten: Die Zeitbestimmung der ägyptischen Geschichte von der Vorzeit bis 332 v. Chr. // Вестник древней истории №2, 2001. С. 216-227.

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

Премного вам благодарен.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить