Андрей Говорун
февраль 2019.
10470

Как получилось, что Моисей нарушил заповедь «не убей» сразу после получения Скрижалей Завета, убив 3000 евреев, поклонявшихся золотому тельцу?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
2
10 ответов
Поделиться

Согласно традиционному пониманию как в иудаизме, так и в христианстве, шестая заповедь не касается всех видов лишения жизни, а только совершаемых с безнравственными намерениями. В частности, она не запрещает смертную казнь преступников. Истребление тех, кто нарушил свои обеты и впал в идолопоклонство, рассматривается как наказание и таким образом не подпадает под запрет.

Юрий Тихонравовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
34
0

как удобно)

+13
Ответить

так же удобно, как и убивать опасных преступников

-1
Ответить

всё я пошёл убивать, раз Бог дозволяет))))))))))))))))))))

0
Ответить

Аналогично, церковь никогда не осуждала, а наоборот, весьма даже благословляла своих солдат на убийства противника.

+5
Ответить

Причем тут удобство? В Библии ясно написано "не убей" именно в значении преднамеренного убийства, там употребляется слово "рецах" - преднамеренное убийство на иврите, в то же время у евреев есть слово "харига" - казнь, убийство при самообороне (войне), лишение жизни.

Такая путаница возникла из-за отсутствия в русском языке подходящего слова для полного перевода, у нас лишь слово "погиб" может как-то ассоциироваться с "харига".

+3
Ответить
Ещё 5 комментариев

Вот здесь подробно я отвечал про отношение к убийству с т.з. Христианства: https://thequestion.ru/questions/281792

-3
Ответить

Ха, да тут до исламистов рукой подать, с таким же подходом

-3
Ответить

О МНОЖЕСТВЕ РЕЛИГИЙ

Религия у Бога лишь одна,
Но множеством обманных насаждений,
Разбить ее стремится сатана,
На уйму самых разных заблуждений.

Пророки божьи все до одного,
Друг - другу не моли противоречить,
И те, кто были точно от Него, -
Старались путь нам общий обеспечить.

И путается род, сейчас - людской:
Посланников одних, мы отвергаем,
Приняв других же с  вестью их - благой,
- К словам их, измышления прилагаем.

И делит нас на секты сатана,
За Бога мы ведем друг с другом, войны.
Поскольку же религия одна,
То сами мы всех бед своих достойны.
Владимир Пасынков

0
Ответить

Кровавые "человеколюбы ". Пока иудаизм и его производные , ислам и христианство, существуют , на Земле никогда не будет мира .Эти "учения" и были созданы кровавыми маньяками для порабощения и  оправдания убийства...

0
Ответить

Просто заповедей не 10, а гораздо больше, вот и все. Просто читать нужно от начала и до конца...

0
Ответить
Прокомментировать

Сейчас читаем с двойняшками детскую Библию, сам шалею. Фиг с Моисеем, там сам-то Бог и до, и после укокошивает своих и чужих направо и налево. Моисей его в какой-то момент на слабо берёт: тот всех хочет прикончить, держите меня семеро, а Моисей такой, - чо, египтяне решат, что ты слабак и лузер!.. И, там сорок лет бродят, - то на несчастных ядовитых змей напустит, то бедолагу Корея сотоварищи сквозь землю в ад отправит. Бей своих, чтобы чужие боялись.

Кстати, там ещё заповедь про нельзя врать, - а сам-то исход из Египта был вракой: мол, щаз, сходим помолиться и вернёмся, одна нога здесь, другая там. 

Ну и казни египетские, - мамочки, - чтобы одного типа зашантажировать, то градом кучу мирного народа градом поубивал, то - ИРОД!! Сука, а не бог!! - всех египтянских первенцев прикончил.

Такой свирепый племенной божок, Гитлер-Сталин-Пол Пот.

Собственно, поэтому, видимо, и противоречий ни у писателей Библии, ни у читателей. Мораль-то понятная: есть пастыри и... гм, кто там у пастырей, в смысле, пастухов? - Ну, естественно же, что у хозяина одни права, у пастуха вторые, ну а у... гм, тех, кто у пастырей, - Закон. Ещё бы. 

...Если серьёзно, - я девочкам объяснил, что написано всё это было около 3000 лет назад. Мораль очень зависит от времени и места. Например, предполагают, что каннибализм в древности был связан с тем, что вообще к "людям" относили только людей своего рода, племени. Чужаков попросту к категории людей не относили, так что можно есть. 

Мораль Ветхого Завета близка к подростковой пограничности: чёрное/белое, свои/чужие, кто не с нами, тот против нас, если враг не сдаётся, его уничтожают, и т.п. Когда такое у взрослых, - это уже мысли о пограничном расстройстве личности, - то, что раньше называли "психопатиями". Говорю же, Сталин.

Но 3000 лет назад, вполне вероятно, такое мышление было вполне нормой.

Там ещё и Нагорную проповедь, на шестом десятке, ооочень интересно перечитывать. Штуки и очень точные, и прямо совсем невротические, и до хохота растаманские.

В общем, да, интересно!)

23
-8

Про врать там ничего нет. Есть "не произноси ложного свидетельства на брата твоего", а это, кажется, другое. Ветхий Завет - да, трэш и угар. Но меня больше заинтересовало ваше замечание про Нагорную проповедь. Не могли бы развернуть немного, на что вы обратили внимание?

+5
Ответить

Про "врать" не написано потому, что сам Бог первый в наглую соврал, говоря Адаму: "а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь." (Книга Бытие 2:17) Вкусили Адам с Евой и никто не умер, а только поумнели и, благодаря Змею, начали плодиться и размножаться.

+6
Ответить
Ещё 5 комментариев

Де Билл, до того, как они захавали яблоко, смерти не было, как таковой, а после тут же появилась.

0
Ответить

Отсебятину не городите. Написано же "в день", а в нём никак не больше 24-х часов.

+2
Ответить

Ну слушайте, это легко можно трактовать. Потеря рая, возникновение дихотомического мвшления (познание добра и зла), отпадения от единого абсолютного Бога вполне себе можно трактовать, как смерть. Оно может и страшнее, так как после смерти есть два пути, а грехопадение - явная деградация.

-1
Ответить

Трудности перевода. День мог означать и эпоху.

0
Ответить

По справедливости Адам и Ева должни били погибнуть, так как в присутствии святого Бога ничего греховного и нечистого не виживет, но єтот первий грех и грехи всех людей били искуплени кровью и жизнью Его Сина Иисуса Христа

+1
Ответить

Сейчас Вам ответят, что Вы не правильно трактуете библию, и надо читать иносказательно )))

+1
Ответить

Андрей, я в качестве ответа свой пост ВК сюда скопирую. - Насчёт вранья, да, мы читали изложение для детей, в самих Заповедях и правда тут более узкий смысл) 

"Дошли до Нагорной проповеди.
Она изложена понятным детям языком. Например, вместо "блаженны нищие духом" там "счастливы скромные, не превозносящие свой разум и добродетели, не ищущие богатства..."
Теряется гимн, зато ясен смысл.

И вот, что касается смысла, Нагорная проповедь оказалась кладом!!
Вообще не ожидал. То есть её-то читал много раз, не меньше "Материализма и эмпириокритицизма" (а его раз тринадцать, интересно же!))
Но в контексте ртом обсудить со СВОИМИ, и уже девятилетними дочками - ОГО!!

*

Тема - что чувство ненависти и злобы столь же отвратительны, как и само убийство.

  • Ооо!.. Психологи ПОЙМУТ)) Через три минуты я осознал, что сам говорю проповедью и гимном про нет плохих чувств, и отчего это так важно понимать, и как можно обходиться со злостью... Вот, например, теперь, когда Мила ушла во время моей тирады на кухню и долго делала себе Несквик, и я начал на неё злиться, и вот что стал себя спрашивать и выбирать...

/Нет, я НЕ ГОВОРИЛ слово "контейнирование". Я говорил понятно, - ну и это ложилось на другие разговоры, раньше/

*

Следующее: нельзя развратничать, а Я говорю вам: кто хотя бы в душе своей лелеет грязные помыслы, тот уже развратничает...

  • АААА!.. Ух. Обсудили, тут вообще про чо. Чтобы "на пальцах", говорил с ними про измену в браке и сексуальные желания к людям вне семейной пары. Девочки живо в лицах мне рассказали про отсутствие верности у хомяков, вместе усомнились про собак, и вернулись к людям.

Мне было важно донести до них, что, как и с чувствами, нет "плохих" желаний. Любые фантазии, всё, что во внутреннем мире человека - нормально и только его дело. Важно, что человек ВЫБИРАЕТ. Важны - действия.

Что правильного выбора и тут - не существует. Но важно делать выбор, честно спрашивая себя, чего я для себя хочу больше, и какие могут быть положительные и отрицательные последствия.

И, когда я выбирал верность - то вот что происходило у меня внутри, что я себе говорил, из чего решал. Но - ещё раз, это не "правильный" выбор, другие выборы тоже нормальны. Важно, чтобы это был очень ясный выбор. Честный с собой. А тогда нельзя "запрещать" себе мысли, чувства, желания, - иначе они всё равно есть, просто мы их не осознаём и можем терять над ними контроль.

/Нет, я не говорил "свобода и ответственность". Я вменяемый папа. Всё на примерах, на пальцах. И, кажется, и мне и им было интересно/

*

...Не отвечайте злом на зло...Любите врагов ваших, молитесь о ваших обидчиках...
Девчонки заулыбались в ожидании моей филиппики... А я сказал, что вот тут - есть очень интересный смысл, с которым я согласен.
Не буквально подставлять щёку. Но если тебе нужно с человеком договориться, разумно смотреть на него не как на врага. А с уважением. Да, защищаясь от его действий. Трезво понимать, что у войны своя логика, и эта логика ведёт к нарастанию. И остановить эту логику войны лучше получается, когда думаешь о другом с уважением, - что он вообще хороший человек, просто сейчас из своих обстоятельств вот так себя ведёт. Но при этом понимать, что человек нападает-то искренне, и может причинить много вреда. В действиях - противостоим, но уважаем и считаем человеком - нормальным, хорошим. Тогда больше шансов договориться.

/И снова, кажется я умудрился не сказать "эскалация", зато были истории.../

*

По всем пунктам было и серьёзно, и с живыми историями.

Думаю, и для меня и девчонок сегодняшний вечер был ещё одним разговором про что-то важное.

Что же, спасибо Библии!) - Впрочем, начинаю подозревать, что если обсуждать, то интересны в таком плане самые разные тексты. Но Библия прямо располагает. Весь вопрос, чтобы не просто читать, - а обсуждать))"

-2
Ответить

Чтобы "на пальцах", говорил с ними про измену в браке и сексуальные желания к людям вне семейной пары

Это где вы про такое прочитали? 

Измена в браке вообще абсурд - так как многоженство практиковалось.

+2
Ответить
Ещё 1 комментарий

В христианстве?)) - Впрочем, расскажите любому бедуину, что его жены могут ему изменять))

+1
Ответить
Ещё 4 комментария

Современные люди культурно изнеженны, в основном из-за христианства. Потому и удивляются: "как бог может жестоким?", "как люди могут настолько легкомысленно убивать друг друга?". Но у них, кажется, никогда не возникнет вопрос: "может быть, с нашей гуманистической культурой что-то не так, но не с прошлыми поколениями?"

-4
Ответить

В этом комментарии мне слышится эхо воплей жертв массовых жертвоприношений)

+3
Ответить
Ещё 1 комментарий

"Прежде весь мир был безумным", – говорят самые проницательные из них (последние люди) и бессмысленно моргают.

+1
Ответить

Прекрасный ответ. Почему-то этого почти никто не видит.
С таким богом и дьявол не нужен.

-1
Ответить
Прокомментировать

так же как  в 1 ст Конституции : "Человек имеет право на жизнь." Но это не является "неотъемлемым" правом. Это лишь означает, что нельзя убить без юридического решения суда. Если государство "одобрит"-то "можно".

2
0
Прокомментировать

Потому что в заповеди "не убей" стоит глагол, который означает именно "убийство невинного человека", но не казнь и не войну. В том же Ветхом Завете, рядом с заповедью "Не убей" даны прямые приказания о казни за преступления. Причем вот такие, например:

"Если найдется среди тебя в каком‐либо из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами Господа, Бога твоего, преступив завет Его,  и пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел,  и тебе возвещено будет, и ты услышишь, то ты хорошо разыщи; и если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле,  то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти. По словам двух свидетелей или трех свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля; 7. рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтоб убить его, потом рука всего народа; и так истреби зло из среды себя. (Книга Второзаконие 17:2-7)

Таким образом, в Ветхом Завете регламентируется смертная казнь - она полагается за такие преступления как идолослужение, умышленное убийство, прелюбодеяние и проч. При этом регламентируется и процедура казни - через побиение камнями, при этом если хоть один из слушающих дело не возьмет в руки камень, то тогда обвиняемого общиной надо отвести к судье. Вообще судопроизводство Моисея достаточно подробно и интересно. В частности, если убийца убил неумышленно, то он может бежать в определенные места, где такие преступники могут жить не боясь кровной мести, а мстителю дозволяется его преследовать. Если мститель успех догнать неумышленного убийцу и покарать его - то мститель в своем праве, он закона не нарушил. Но если мститель проникнет в запретное для мести место и там убьёт человека, то повинен в умышленном убийстве и сам будет предан смерти. А вот что говориться о роли свидетелей в судопроизводстве:

"Недостаточно одного свидетеля против кого‐либо в какой‐нибудь вине и в каком‐нибудь преступлении и в каком‐нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится дело. . Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении,  то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни;  судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего,  то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и так истреби зло из среды себя;  и прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя;

да не пощадит его глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу.

(Книга Второзаконие 19:15-21)

То есть, иными словами, если ты обвиняешь кого-то в умышленном убийстве, то если ты лжешь и обман обнаружен, тебя самого надо предать смертной казни. В общем мы видим стремление законодательства Моисея сильно ограничить родовые законы и произвол общин, ограничить кровную месть, ввести законы и проч. Так что Моисей дал еврейском народу не только моральные заповеди, но и законы. Заповеди были чем-то вроде "Конституции" (в них содержался перечень поступков, которые нельзя совершать). А законы разъясняли, что надо делать с людьми, которые заповеди нарушают (очень часто там предлагалась смертная казнь). В частности за неоднократное непочтение родителям ("если сын буйный и пьяница и проч.) и если он постоянно грубит, издевается над родителями, они могли пойти к старейшинам и провозгласить, что их сын - нарушил Закон. Тогда его могли приговорить к смертной казни за нарушение заповеди. Регламентируются и правила войны (в отличие от обычного для кочевников массового убийства и набега): 

"Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир;  если он согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе;   если же он не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его,  и когда Господь, Бог твой, предаст его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча;  только жен и детей, и скот, и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь, Бог твой…

(Книга Второзаконие 20:10-14)

Для того времени даже такое ограничение произвола (а среди семитских племен процветал взаимный геноцид) уже было благотворным, надо сказать, что и сам Моисей, и евреи не всегда это соблюдали. Впрочем, языческие племена им истреблять целиком позволялось. Но на деле, завоевание Ханаана, за исключением разрушения некоторых городов, не привело к уничтожению племен, те просто бежали от завоевателей на Север (и потом еще долго воевали с Израилем). В общем, в Библии закон, данный древнееврейскому народу, как скажет потом Христос "дал Моисей по жестокосердию вашему", то есть этот закон или договор не был окончательным. Поэтому если мы будем понимать 10ть заповедей так, как понимал древний еврей, то мы будем грешить против Бога, т.к. после Моисея уже был Христос, который и объяснил, что заповеди надо понимать в моральном и духовном смысле, а не как Закон, который неумолимо обязан карать за каждый проступок смертью.

Raiseflag Surrenderотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
0
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

МОЙСЕЙ НИКОГО НЕ УБИВАЛ, ЭТО ВСЕВЫШНИЙ ЗАБРАЛ ДУШИ ГРЕШНИКОВ ТАКИМ СПОСОБОМ, КАК БЕЗБОЖНЫЙ НАРОД ФАРАОНА.

ОНИ НАРУШИЛИ ОБЕТ, ОПОЗОРИЛИ ВЕСЬ БОЖИЙ НАРОД И ПОЛУЧИЛИ ТО ЧТО ЗАСЛУЖИЛИ.

ТАК БУДЕТ И В СУДНОМ ДНЕ С ТЕМИ, КТО НАРУШАЕТ БОЖИЕ ЗАКОНЫ И НЕ СОТВОРИЛ БОЖИЕ ЦАРСТВО ВНУТРИ СЕБЯ ДОБРЫМИ, БОГОУГОДНЫМИ ДЕЛАМИ.

БОГ НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ, А ОЧЕНЬ СУРОВЫЙ ЗАКОН, ЛУЧШЕ ВАМ ПОДЧИНИТСЯ ЕМУ И ЖИТЬ ПРАВЕДНО.

0
0
Прокомментировать
Читать ещё 5 ответов
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью