В чем разница между «соврать» и «солгать»?

645
3
0
22 октября
16:40
декабрь
2015

Основное, кажется, в том, что лгать - более литературное. Возможно, Вы слышали про НКРЯ (национальный корпус русского языка ruscorpora.ru ). Очень удобная вещь для исследования языка, где собраны тексты. По ним можно осуществлять поиск и узнавать какое слово когда, где, и в каком виде бывает. Так вот, в этом корпусе можно посмотреть, что чаще встречается: врать или лгать. Слово "врать" встретилось 10 000 раз, "лгать" - около 5000. Но при этом в поэзии именно лгать встречается чаще (700 раз, а "врать" - 400).

5
0
март
2016

Не являюсь специалистом в вопросах лингвистики, поэтому просто предположу. Даже несмотря на то, что глагол "солгать" используется гораздо реже, в прошедшей форме он,чаще всего, идет вкупе с личным местоимением единственного числа: "я солгал". Так обычно говорят, когда за свою ложь признавшемуся не стыдно, либо он признает всю тяжесть своего поступка. "Я обманул" или "я соврал" чаще будет указывать на какую-то незначительную пакость, следовательно, и отношение к проступку здесь скорее игривое.

В других случаях (с существительными, а также местоимениями "ты", "вы", "мы" и проч.) более распространенным глаголом будет "соврал" или, что чаще, "обманул". О другом человеке говорят, что "он солгал" крайне редко. Зачастую, так говорят в сердцах, когда никто не ожидал такого коварного поступка с его стороны. 

Если моя логика верна, то это очень хорошо для общества! Признание во лжи тогда требует понимания и признания своей вины, а обвинение во лжи - полной уверенности в истинности данного обвинения. 

Таким образом, отношение к слову "ложь" у нас более чем серьезное. И далеко не всякое "вранье" и не всякий "обман" станет "ложью"!

1
0
март
2016

Враньё — это пустая болтовня. В «Капитанской дочке» комендантша говорит мужу: «Полно врать пустяки». Это (изначально) не заведомая неправда, а просто безответственное,необоснованное заявление.