Я бы ставил вопрос несколько иначе, а именно, сосредоточился, как это ни странно на форме, которая вас как раз и смущает. Роскошные часы, усыпанные бриллиантами, безумно дорогие машины, все это и тому подобное было и остается и в Европе, но в другой парадигме общества, демонстрации и потребления. Более того, не стоит забывать, что в эпоху массового производства, Европа перенесла все свои заводы по производству базовых вещей в Китай, Индию и тд. И сосредоточилась исключительно на проектировании и производстве роскоши, которую потребляет не только Кавказ, но и жители стран Европы, да и всего мира. Посмотрите, где живут дизайнеры тех самых часов и автомобилей, если вы посмотрите на них, то сразу поймете, что они точно не с территории, предположим, Северного Кавказа. Скорее всего они швейцарцы, если речь идет про часы, и итальянцы, если про машины. Нужно понимать, что тут дело не в Кавказе как территории, дело в том, что представители восточных народов всегда отличались любовью к богатству именно как к богатству, вспомните всевозможные сказки Шахеризады, ну скажем «Али Баба и 40 разбойников», да и многие другие. Яркий пример - ОАЭ, никакому Кавказу даже близко не снилась такая роскошь, что касается демонстрации этого богатства, то если житель Кавказа демонстрирует свои достижения в области потребления - соседу, шейхи из ОАЭ - всему миру.
Теперь вернемся к современному западному сознанию, к которому, по видимому принадлежите и вы, и которое было бы просто невозможно без философии, архитектуры, дизайна, художественных течений начала 20 века. Главный герой тут Баухауз, который стал победой функционализма и демократии над роскошью с надгробием IKEA. Просуществовав совсем недолго, это движение внесло глобальные изменения не только в проектирование, но и в сознание рядового западного человека. Простая функциональная вещь, запущенная в массовое производство, победила массивный, сложносочиненный объект с вензелями, но и тут есть свои крайности. В эпоху потребления очень сложно определить роскошь, потому как у каждого из ныне живущих европейцев, вещей дома больше чем у его недалеких предков за всю их жизнь. Но когда разрешается проблема "жажды", вы думаете как бы начать пить дистиллированную воду и тут появляется, например, Филипп Старк или компания Knoll, и вы платите за простоту, но за простоту с историей, именами, и безусловно, качество. Не роскошь ли это отдавать по $9000 за стул или диван? - если сравнивать с IKEA - это роскошь, но вкус, который позволяет вам выбрать именно эту мебель, а не современную реплику какого-нибудь объекта эпохи барокко в магазине из серии Абитаре Интерьер, я бы отнес к вкусу просвещенному, вы точно знаете, что покупаете и почему. Это тоже роскошь и ее демонстрация, скажем, вашим гостям, но это другой культурный контекст и вообще парадигма жизни.
Некогда, роскошь была отдушиной для человека, который ежедневно боролся за выживание - это было связано с удовольствием, которое человек получал от понимания, что вещь сделана продуманно и качественно, она была настоящей и удовлетворение приходило от того, что человек понимал: все не напрасно - вот моя награда. Этот период был пройден западным миром уже относительно давно, но например, на Кавказе, это все еще остается темой, которую можно исследовать с точки зрения культуры. В частности поэтому, на фоне крайне необеспеченных людей, можно видеть безумно дорогие промышленные объекты, которые приобретают люди, сумевшие заработать безумно большое количество денег, другой вопрос: каким путем и образом.
так и есть да
Это происходит не только на Кавказе. Вообще, я бы на вашем месте сформулировал вопрос так: "Почему в западной культуре вообще возникла идея положительности равенства и негативного отношения к демонстрации богатства?", потому что "традиция демонстрировать богатство" есть куда более распространенная модель поведения в масштабах человечества, и Кавказ тут ничем особенным не выделяется.
Да-да, размахивание гандикапом