Что символизирует змея в исламе, есть ли особый смысл?

8373
1
0
22 октября
11:59
октябрь
2015

В Коране змея упоминается пять раз и все пять раз в одном и том же контексте - превращении посоха Моисея в змею: 'И вот - это змея [ḥayyatun], которая ползет' (20:20) / ' И бросил он свой жезл, и вот - это змея [thuʿbānun] явная' (26:32, точно то же в 7:107) / '"...И брось свою палку!" Когда же он увидел, что она извивается, как змея [jānnun]...' (27:10, точно то же в 28:31).

Используется три разных слова: thuʿbānun, который встречается только два раза в этих айатах; jānnun, который кроме этих двух моментов означает (преимущественно) джинна - впрочем, от этого же корня происходят и слово jinnatun - безумие, и слово jannāti - сад, перен. рай; наконец, ḥayyatun (один раз в этом значении в Коране) - нетипичное словоупотребление: обычно от этого корня происходит ḥayati - жизнь .

В Сунне - втором источнике ислама, - о змеях говорится немного. Так, в частности, согласно одному из хадисов, приводимых в 'Сахихе' Имама Муслима, змеи относятся к типу живых существ, которые причиняют вред, и их убийство разрешено (то же о пятнистой вороне, мыши, бешеной собаке и коршуне). Согласно нему же, змей надлежит три раза призывать покинуть дома (если они в них заползли) - потому что может оказаться, что это не змея, а принявший ислам джинн (см. выше); вне домов змей надлежит убивать, ибо 'они [лишают людей] зрения [своим взглядом] и вызывают у беременных женщин выкидыши' ('Сахих' Имама Муслима, кн. 46: 'Книга о змеях и прочих [тварях]'). Более подробно описаны ситуации со змеями в разделе 'Сунана' Абу Дауда, см. хадисы 5248-5261.

Согласно же 'Большому тафсиру снов' Ибн Сирина, 'Шипение змеи возвещает об отступлении скрывающегося и непобежденного врага, от которого будет защищен видящий сон человек'.

В целом же, отношение к образу змеи в исламе совершенно отлично от христианства - прежде всего, потому, что отсутствует ключевой образ Сатаны в облике змея - хотя и остается возможность того, что в образе змеи является джинн, следует помнить, что джинны - не негативные существа, а существа, подобные людям (хотя и обладающие иной природой); могут быть джинны-мусульмане, к примеру.

Pavel KostylevОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
37
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта