Олег Яриго
февраль 2019.
814

Существуют ли предпосылки для появления новой религии?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться

Новые религии и оригинальные ответвления существующих религий появляются постоянно, хотя не всегда они становятся крупными. 

Например, в 20 в. появились сотни новых релиозных движений. Некоторые наиболее заметные из них - это каодай, неоязыческие движения (наиболее крупные включают асатру, викку, родноверие), саентология, Церковь Всемогущего Бога, чхондогё.

В 19 в. появились такие крупные религиозные движения как бахаи и Церковь Иисуса Христа святых последних дней. В начале 19 в. в Бразилии был основан первый храм кандомбле. На рубеже 17-18 вв. сформировалась такая важная для карибского региона религия как вуду.

В постоянном появлении новых религий большую роль играет ряд факторов, но наиболее важных, как мне кажется, два. 

Во-первых, это религиозный опыт людей, создающих новые религии - кому-то явился ангел, божество, кто-то пережил просветление и т.д. Хотя часто религиозный опыт вписывается в рамки существующих религий, он также обладает потенциалом к созданию новой религии.

Второй фактор - это постоянное изменение общества на многих уровнях. Так, появление новых технологий часто способствует созданию нового религиозного языка, примером чего является включение мифов о внеземных цивилизациях и НЛО во многие движения, сформировавшиеся во второй половине 20 в. Иными словами, из-за изменяющегося технологического окружения открываются возможности для принципиально нового взгляда на религию и религиозный опыт.

То же касается и социальных изменений. Религии - институты довольно консервативные. Всякая религия - продукт своей эпохи, отражающий её ценности, и религии, как правило, меняются медленнее, чем общество в целом. Новые религиозные движения в этом смысле часто оказываются ответом на новый социальный запрос. Например, в викке, появившейся в середине 20 в., божественное представлено как Бог и Богиня, т.е. сочетание мужского и женского начал - это отчасти является попыткой осмысления изменившейся роли женщины в обществе.

Станислав Панинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
19
0
Прокомментировать

Станислав не ответил на поставленный вопрос о наличии сейчас предпосылок для новой религии. Отвечаю по сути: да, существуют. Это, во-первых, вызовы становления информационной цивилизации. Это, во-вторых, второе осевое время, предсказанное К. Ясперсом, время появления не просто персоны, а трансперсонального человека холистического модуса сознания. В-третьих, изменение самого понимания религии; по Е.Торчинову религия это трансперсональный опыт и его репродуцирование (никакой мистики и эзотерики). В-четвертых, формирование нового мировоззрения, признающего началом начал не материю (субстрат) или неопределимый дух, а мировое семантическое поле, персонифицируемое нами при нашем персональном к нему обращении, что и является трансперс. опытом. В-пятых, понимание, что трансперсональному тренду противостоит трансгуманистический тренд развития, обусловленный информатизацией антропного мира с оцифровкой всех его сторон, спасением от которого и является транперсоналистический тренд. Ну и в-шестых, понимание того, что наличные конфессиональные религии не способны к трансформации и не собираются ею заниматься.

1
0

Очень интересное мнение спасибо.

0
Ответить

в чем противоречие между трансперсональным трендом развития и трансгуманистичным?

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью