Насколько существенен художественный прогресс в мраморной скульптуре от Древней Греции до наших дней?

441
1
0
22 октября
09:59
октябрь
2015

Ответ зависит от того, что вы подразумеваете под «художественным прогрессом». Мастерство обработки материала? Похожесть готовых изделий на прототипы? Насколько эмоции от созерцания современных скульптур из мрамора отличаются от эмоций от созерцания скульптур античных? Или насколько скульпторы стали умней и смелей?

Слово «прогресс» не применимо к истории искусства, потому что оно означает поступательное движение от худшего к лучшему.

Мы, конечно, даём оценку произведениям искусства. Про одно говорим, что оно хорошее, про другое – что не очень. Про третье – что это порнография и бездуховность. Про четвёртое – что оно вторично. Про пятое – что оно слишком коммерческое. Про шестое – что когда художник левеет, у него начинают получаться сплошные плакаты. Про седьмое – что это мазня и я тоже так смогу. Про восьмое – что отсылка к Хансу Хааке очень изящная, но массовый зритель не поймёт. Про девятое – что оно тяжёлое для восприятия, но ставит много важных вопросов. Про десятое – что художник пытался ставить важные вопросы, но в итоге сделал какую-то мутную дрянь. И так далее.

И так (или почти так) мы можем сказать о произведении искусства из любой эпохи. Хоть про Древнюю Грецию, хоть про наши дни. Так что никакого прогресса, как видите, нет.

Если же вы таки имеете в виду то, насколько в наши дни лучше, чем в Древней Греции, обрабатывают мрамор, то это, конечно, прогресс, но не художественный, а технический.

14
6
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта