Алексей Колбасов
октябрь 2015.
4390

Почему тоннели метро круглой формы?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
4 ответа
Поделиться

Первая и основная причина этого, как уже было отмечено, — технология производства работ. В основном тоннели метрополитенов сооружают используя тоннелепроходческие комплексы, или, попросту, щиты (проходческие щиты). Такой способ работ называется щитовым, это удобно, ведь по сути одна машина и разрабатывает грунт, помогает его извлечению и перемещению из выработки, одновременно служит опалубкой, позволяет монтировать сборные элементы обделки — тюбинги. Ещё есть два классических способа производства работ — горный и открытый. Но об этом потом.

Вернёмся к очертанию тоннелей. Оно более всего зависит от крепости грунта. Если грунт крепкий, скальный, нетрещинноватый, то он оказывает лишь вертикальное давление на обделку тоннеля, поэтому в таких случаях стены устраиваются вертикальными, а верхний свод круглым. Ни в коем случае не квадратным, ведь так в его вершинах возникнут большие изгибающие моменты, и конструкцию нужно будет усиливать. А если грунт слабый, обводнённый, то он помимо вертикального, создаёт и горизонтальное давление. Поэтому здесь стены скругляются для лучшей работы на сжатие, как, например, в арке. В самых слабых грунтах возможно только применение круглых тоннелей, потому что в них давление подобно гидростатическому, то есть действует со всех сторон, — не только сверху, не только с боков, но везде из-за отсутствия связей между частицами грунта.

Подытоживая, скажу, главное — удобство и скорость проходки тоннеля, типизация используемых деталей и удобство их заводского изготовления, но не стоит забывать, что это позволяет проходить и слабые грунты. Надеюсь, не перебрал с терминами.

P. S. Давление от веса грунта и зданий не возрастает с глубиной.

11
0

к тому же, скорее всего сначала просчитали по нагрузкам круглую и квадратную формы, а затем под них уже проектировали оборудование

0
Ответить

Ну, как смотреть. Разумеется варианты очертаний тоннелей рассчитываются и подбираются под соответствующие инженерно-геологические, гидрологические и другие условия. Но никто не будет закладывать "квадратную форму" там, где она заведомо не нужна. Всё-таки есть же некоторый опыт проектирования.

0
Ответить
Прокомментировать

На большой глубине - большое давление. А круглое сечение тоннеля равномерно сдерживает это давление. По этой причине на большинстве станций стоят колонны именно в том месте, где должен продолжаться круг тоннеля.

11
-2
Прокомментировать

Я думаю, потому как машина для бурения тоннелей имеет вот такую форму: aif.ru Возможно, есть более объективные причины.

Ну и если интересна тема строительства метро в картинках: livejournal.com

2
0

Ссылка не пашет. Мне кажется, кроме машины, еще имеет значение распределение нагрузки, если бы форма была бы квадратной, то понадобились бы более прочные поддерживающие конструкции.

0
Ответить
Прокомментировать

Тоннели, построенные проходческим щитом - круглые, открытым способом - квадратные. В общем то и все.

Пожалуйста, дайте развернутый ответ, чтобы его было интересно читать. Ответ не может быть меньше 140 знаков.

2
-4
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью