Мария Пашкова
13 февраля 23:22.

Почему автором теории эволюции считается именно Чарльз Дарвин, если он выпустил свою работу в 1859 году, а Ж.Б. Ламарк выдвинул предпосылки к теории эволюции «Философия зоологии» ещё в 1809 году?

Считается кем?

С одной стороны, Дарвина считают автором теории эволюции те же массы, которые из физиков знают только Эйнштейна. Дарвин так знаменит в массах не из-за собственно теории эволюции и его вклада в её развитие, а из-за его трудов о происхождении человека, вопиющих во времена господства теистических мировоззрений (здесь ответ на поставленный вопрос, по существу, заканчивается и начинается графомания и восхваление великих учёных — прим. авт.).

Несомненно, вклад Дарвина в теорию эволюции велик, но, как было сказано выше, он не один такой умный:

Анаксимадр (выход из воды на сушу), Эмпедокл (выживание приспособленных), Демокрит (тоже выход из воды на сушу), Аристотель (телеология природы, правозвестник ламаркизма) — в древности;

Рэй (понятие вида), Линней (классификация видов), Мопертюи (естественные изменения во время воспроизведения) — в раннее новое время;

Бюффон (дегенерация видов), Эразм Дарвин (дед Чарлза) (идея о происхождении от первоорганизма), наконец Ламарк (первые эволюционные наброски) — в среднее новое время;

— все они изучали происхождение видов до Чарлза Дарвина, но они не смогли опровергнуть идею о неизменности видов, господствовавшую до него, а Чарлз Дарвин смог, и поэтому по праву знаменит, хотя идеи почерпнул у Мальтуса («Опыт закона о народонаселении»), а храбрость их открыть у Уоллеса (аналогичные дарвинизму идеи, опубликованные раньше). Вы только посмотрите, сколько известных фамилий.

После Дарвина вклад внесли Мендель (законы наследственности), Вейсманн (разделение клеток на половые и соматические), Фриз (синтез дарвинизма и вейсманнизма); Холдейн, Райт, Фишер (все трое — популяционные генетики); Уотсон и Крик (материальная основа наследственности), но они вносили вклад на фундамент дарвинизма; эволюционист Добжанский даже писал: «Ничто в биологии не имеет смысл кроме как в свете эволюции».

Как мы видим, с другой стороны, вклад именно Дарвина в развитие теории эволюции оказался веховым, центральным, фундаментальным, поэтому и научным сообществом он по праву считается одним из самых значительных учёных, коснувшихся её, хотя и не автором, разумеется.

Современная синтетическая теория эволюции во многом опирается на дарвинизм и генетику, но не только на них, а кроме того, находит некоторые факты, разнящиеся с классическими представлениями и отдалённо смахивающие на подтверждения ламаркизма. Современная теория эволюции потому и называется синтетической, а не дарвиновской, или ламарковской, или хакслиевской — именно синтетической: у неё нет одного автора, это плод труда сотен умов на протяжении десятков веков.

Идею эволюции ещё древние греки придумали, Ламарк тут был далеко не первым. Но вот механизмы эволюции у Ламарка и Дарвина настолько разные, что фактически противоположны друг другу.

У Ламарка эволюция происходит потому что животные одного вида ставят перед собой некую цель и "упражняют" некий орган, чтобы достичь этой цели. При этом каждое новое поколение наследует состояние этого органа, приобретенное родителями в течение жизни в результате таких упражнений.

У эволюции по Дарвину нет никакой наперёд заданной цели. В каждом поколении происходят случайные мутации, большинство из которых вообще ни на что не влияют, но какая-то очень маленькая доля приводит к тому, что организм, обладающий такой мутацией, оставляет чуть больше потомства. Наследуются именно эти врождённые мутации, и так как в каждом поколении вероятность появления детей у особей с мутацией чуть выше, их количество быстро растёт и в конце концов мутация оказывается у всех особей данного вида.

Вкратце. Эволюция Ламарка целенаправленна и происходит за счёт наследования приобретённых признаков. Эволюция Дарвина происходит без наперёд известной цели и за счёт наследования врождённых признаков.

Александр Миссюльотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии