Максим Форза
13 февраля 20:28.
319

Как случилось, что церкви пришло в голову, что индульгенция будет хорошей идеей, они настолько уверовали в свою власть или просто оторвались от реальности?

Ответить
Ответить
Комментировать
6
Подписаться
3
3 ответа
Поделиться
Ответ партнёра TheQuestion

Индульгенция практикуется у католиков не позднее чем с 13 века и до сих пор.

Согласно канонам Римской католической церкви, индульгенция – “это отпущение перед лицом Бога временного наказания за грехи, уже прощённые в том, что касается вины. Верный Христу, расположенный подобающим образом, получает её на строго установленных условиях посредством действия Церкви, которая, как служительница искупления, правомочно распоряжается сокровищницей заслуг Христа и святых и применяет её. Индульгенция бывает частичной и полной – в зависимости от того, как она освобождает от временного наказания, полагающегося за грехи: частично или полностью. Всякий верный может приобретать частичные или полные индульгенции либо для себя самого, либо применять их в качестве заупокойной молитвы” (Codex iuris canonici / Кодекс канонического права. Каноны 992-994).

В основе данной практики лежит  богословская теория, согласно которой существуют так называемые сверхдолжные заслуги, то есть деяния святых, которые избыточны для их собственного спасения. Эти заслуги не пропадают втуне, но поступают церкви в целом и образуют так называемую “сокровищницу преизбыточествующей благодати”. Духовенство, то есть церковная иерархия, прежде всего в лице её главы – Папы Римского – может распоряжаться этими заслугами по своему усмотрению, в частности раздавая их нуждающимся грешникам за определённый денежный взнос.

Практика индульгенций (apheseis или sygchorochartia) распространена и в православных церквах, по крайней мере с 16 по 20 век. Она подтверждена на Константинопольском соборе 1727 года.

23
-3

Практика  индульгенций (apheseis  или  sygchorochartia)  распространена  и  в  православных  церквах, по  крайней  мере  с  16  по  20  век.

Совершенно  неточная  формулировка. Практики  индульгенций  никогда  не  существовало  во  всех  православных  поместных  автокефальных  церквах. Например, её  никогда  не  было  в  таких  церквах, как  Грузинская, Русская, Польская, Чехо-Словацкая, Американская, а  также  в  получивших  автокефалию  от  Константинополя  в  разные  годы  XX  века  таких  церквах, как  Румынская, Болгарская, Сербская, Албанская  православные  церкви (т.е.  эти  четыре  балканские  церкви  после  получения  автокефалии  не  имели  практики  продажи  индульгенций). Это  практиковали  только  Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Кипрская  и  Элладская  православные  автокефальные  церкви  примерно  до  середины  прошлого  столетия.

0
Ответить

У меня как раз совершенно точная формулировка, и слова всех там нет.

0
Ответить
Ещё 2 комментария

У Вас написано: "практика индульгенций распространена и в православных церквах", что без уточняющего пояснения, в каких именно православных церквах такая практика распространена, воспринимается как утверждение того, что эта практика характерна для всех церквей, относящихся к православным, и создаёт у людей, плохо разбирающихся в вопросах религии, превратную картину бытования индульгенций в православии. 

-1
Ответить

Это ложное, ни на чём не основанное восприятие. Незачем приписывать автору то, чего он не говорил. В данном случае квантор всеобщности.

0
Ответить

Ваше утверждение не соответствует действительности, и Вы это знаете не хуже меня.   Просто пример для сравнения: "практика каннибализма распространена и у народов Африки". В этом предложении тоже нет слова "всех", но без уточняющих пояснений, у каких именно народов Африки распространена практика каннибализма, читатель этого утверждения воспринимает его смысл именно так, что каннибализм распространен среди всех народов, живущих на Африканском континенте. В подобных грамматических конструкциях роль кванторами всеобщности выполняют слова-маркеры принадлежности: "в православных (церквах)"; "у народов Африки". Для нивелирования такого восприятия достаточно использовать в подобных конструкциях слово "некоторый", например: "практика индульгенций распространена и в некоторых православных церквах" - и тогда читателю становится ясно, что эта практика не является общепринятой для всех существующих в мире автокефальных поместных православных церквей, а только для некоторых из их числа. Неточность формулировок зачастую ведёт к неправильному пониманию.

-1
Ответить

Я знаю лучше вас, что отсутствие квантора всеобщности в лучшем случае обозначает целостность некоего множества. "В православных церквях распространено" не равно "у народов Африки распространено", т.к. православные церкви - это целое (это вообще одна церковь), границы между ними чисто формальные, и, напр., ту же индульгенцию Элладской церкви мог вполне получить прихожанин Японской церкви. А народы Африки - это собирательная условность, различия и границы между ними гораздо существеннее.

Если для вас так важно, что какие-то поместные церкви не утверждали практику индульгенции на своих соборах (и вы точно это знаете), могли бы просто сделать уточнение, а не обвинять меня Бог знает в чём.

0
Ответить

Вас я ни в чем не обвинял и не собираюсь этого делать и в дальнейшем. Вы для меня - сугубо виртуальный собеседник, комментарий которого я прочёл и отметил в нем то, что не совсем точно отражает реальное положение вещей.                        И ещё одно замечание к Вашему предыдущему посту, с Вашего позволения: православие не является одной церковью - во всяком случае, в организационном плане. Оно является единой Церковью в том плане, что признает решения первых семи Вселенских соборов и догматы, утвержденные на них. Но та или иная автокефальная Церковь  вполне может запрещать своим духовным чадам интеркоммунион с одной или несколькими другими православными поместными Церквами по различным причинам ( как это мы наблюдаем прямо сейчас между РПЦ и КПЦ) . Так и с продажей индульгенций - если та же Японская автономная (в рамках РПЦ) церковь не признавала продажу индульгенций как средство очищения от грехов - то и для своих прихожан она не допускала таких действий в юрисдикциях других православных автокефальных Церквей точно так же, как не допускала такого и в рамках своей юрисдикции. То есть цель такого приобретения - освобождение от грехов - не была бы достигнута прихожанином ЯПАЦ (и даже наоборот - такое его действие было бы расценено его духовным отцом как греховное и не ведущее когда спасению души) в рамках его собственной Церкви. 

0
Ответить

Вот любопытно, на чём вы основываете все эти суждения. Разве были какие-то соборные документы с осуждением индульгенций как таковых?

0
Ответить
Ещё 2 комментария

Так  Вы  же  сами  в  своем  ответе  на  вопрос  прекрасно  описали  католическое  богословское  основание  для  существования  такого  явления, как  индульгенции. В  католичестве  для  существования  индульгенций  и  обоснования  этого  существования  наличествуют  все  необходимые  компоненты - и  сверхдолжные  заслуги  святых, избыточные  для  их  собственного  спасения, и  наличие  у  Католической  Церкви  сокровищницы  преизбыточествующей  благодати, которой  распоряжается  Церковь  в  лице  Папы  Римского - викария  апостола  Петра  и  земного  наместника  Главы  Церкви - Иисуса  Христа. То  есть  в  католицизме  существует  стройная  система  богословских  обоснований  правомерности  и  законности  осуществления  продажи  индульгенций  как  средства  прощения  грехов.

А  в  православном  богословии  такой  системы  нет. То  есть  нет  системы  "накопления  сверхдолжных  заслуг", нет  и  "сокровищницы  преизбыточествующей  благодати", нет  и  распоряжающегося  ей  от  лица  всей  Церкви  непогрешимого  в  вопросах  веры  наместника  Христа  и  викария  апостола  Петра  на  Земле - Папы  Римского. То  есть  в  православии  нет  теоретического  фундамента  и  богословского  обоснования  для  существования  подобной  практики. Поэтому  некое  подобие  системе  продажи  индульгенций, которое  существовало  в  греческих  поместных  православных  Церквах - это  чистой  воды  калька  внешних  действий  без  наличия  теоретически-богословской  их  обоснованности, т.е.  говоря  простым  языком - это  сомнительное  действие  греческих  иерархов, вызванное  как  их  нахождением  под  влиянием  Рима  после  попытки  вступления  в  Флорентийскую  унию  с  католицизмом, так  и  их  стремлением  к  получению  источника  дополнительного  дохода. Поэтому  в  данном  случае  само  отсутствие  подобной  практики  является  эквивалентом  ее  соборного  осуждения.

0
Ответить

Стало быть, никакого осуждения самой практики и/или соотв. решения Константинопольского собора вы привести и не можете, и все ваши предположения, что в прочих церквах такое бы не одобрили, это фантазия.

0
Ответить
Ещё 8 комментариев

Не совсем понял, какое отношение имеет какое-либо решение Константинополя к наличию практики или отсутствию таковой в других автокефальных православных Церквах? В православии, в отличие от католицизма, нет единоначалия. Каждая автокефальная ( авто- - это само-, а кефалон - это голова), т.е. самоглавенствующая/самоуправляющаяся Церковь самостоятельна в установлении своих внутренних уставов, а решения, обязательные для всех поместных автокефальных Церквей, должны быть в обязательном порядке одобрены каждым из предстоятелей этих Церквей. Поэтому Константинопольский патриархат тут вообще ни причем.

0
Ответить

Так ведь в том и штука, что “Исповедание веры”, подтверждающее практику индульгенций, было подписано Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским патриархами. На тот момент это больше половины предстоятелей автокефальных православных церквей (причём половина из другой половины утратит самостоятельность в ближайшие десятилетия). Храмы, священники и просто верующие многих современных автокефалий тогда относились именно к этим церквам - старейшим и авторитетнейшим. Когда они через 150-200 лет стали самостоятельными, то практику индульгенций не осудили. Между тем, эта практика имела место и без подтверждения: напр., среди православных на Руси она применялась с 13 по 17 век. Так что всё корректно я написал.

0
Ответить

На Руси - практика продажи индульгенций? А кто и кому продавал? А сами, так сказать - экспонаты, наверняка же сохранились, да?  Ну и как положено - с указанием имени раба Божьего, коему отпускает грехи конкретная индульгенция, да? И наверное, такие индульгенции обязательно сохраняются в каком-нибудь музее (если не в российском, то уж в польском или литовском - так это 100 процентов!). И возникает вопрос - можно ли получить какую-либо ссылку на авторитетный источник/источники, которые подтвердили бы эту информацию ( и очень желательно, чтобы не голословно ).

0
Ответить

Например: “Индульгенции восточных патриархов, известные под именем разрешительных грамот, были распространены в Малороссии и на Руси XVII в. Они продавались за деньги и, по словам Крижанича, "разрешали от всех грехов, не поминая ни слова об исповеди или покаянии". Восточные патриархи привозили их с собой, а иногда печатали в Москве. Так, в 1655 г. патриарху Гавриилу отпечатано было 1000 грамот, в 1668 г. патриарху Макарию — 2000” (См. Лихачев Н. О разрешительных грамотах восточных патриархов. М., 1893).

0
Ответить

Вы просили оригиналы:

0
Ответить

Ну так я полностью согласен с тем, что Иерусалимский, Александрийский, Антиохийский, Кипрский, Константинопольский патриархаты распространяли разрешительные грамоты ( но, в отличие от католиков, их в основном покупали родственники усопших с целью вложить их в руку покойному на похоронах, т.к. верили, что это поможет душе покойного очиститься от грехов), в том числе и среди простого народа на чужих канонических территориях. Но этого не делали патриархи Русской, Грузинской и т.д.Церквей, которые я указывал выше. Значимая разница заключается именно в этом. Да, Львовское православное братство в своей типографии печатало бланки таких разрешительных грамот, но выданы они были и факсимильной подписаны не предстоятелем РПЦ или ГПЦ, а патриархом Иерусалимским. Я в данном случае имею в виду позицию поместной автокефальной Церкви/Церквей, а не то, покупал ли такие грамоты, выданные предстоятелем другой Церкви, простой неграмотный крестьянин или ремесленник где-нибудь за тысячи км от Иерусалима.

0
Ответить

Вы проецируете совр. состояние на века назад, когда не было многих автокефалий. Да и понятие "канонической территории" - изобретение 90-х годов прошлого века, используемое только в Русской церкви.

0
Ответить

Нет. Понятие "каноническая территория" общеупотребительной и именно с его помощью автокефальных Церкви пытаются регулировать свои отношения друг с другом. Например, на территории государства Греция находятся каноническая территория Элладской православной церкви и Константинопольской православной церкви ( п-ов Айон-Орос, о. Крит, о-ва Киклады т.д.). И так во всех православных Церквах. Ну и тогда уже были многие автокефалии из ныне существующих.

0
Ответить
Прокомментировать

Хммм... Давайте я опишу, что такое церковь безотносительно конфессии в данное время, а Вы сами ответите на свой вопрос.

  • Понятия материального и духовного разделены не были, это было доосевое время.
  • Церковь самый один из самых больших и богатых феодалов, местами локально богаче королей, а глобально - периодически.
  • Предпринимательская деятельность, как мы сегодня бы назвали, торговля, производство и т.д. - одна из финансовых основ церкви.
  • Большинство церковных деятелей являлись представителями элиты, аристократии, то есть 2-3 и т.д. сыновьями, в зависимости от плодовитости отца и размера майората и феода.
  • Соответственно образ жизни, мышление, лоббирование интересов своей семьи в массе было таким же, как и в мирской жизни.
  • Соответственно церковь обладала сильнейшим влиянием, вплоть до военного.

Соответственно было ли странным, что симония и индульгенция - это была норма жизни?

Евгений Евгенийотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
7
0

Доброго дня. У вас нету сылки на тот вопрос, где мы спорили о влияние халифата на развитие Европы и в частности рененесанса. Вы мне еще объясняли разницу между причиной и триггером, бифуркацию. Вопрос был связан с «почему русь не развилась как Европа». За ранее спасибо.

0
Ответить

Здравствуйте, к сожалению здесь нет поиска по комментариям, поэтому я найти этого не могу

+1
Ответить
Прокомментировать

Также, как и любому другому бизнесу приходит в голову идея нового продукта или нового тарифа. Заранее они не знают, приживётся или нет — каждый раз, конечно, надеются, что приживётся, но и неудачные идеи тоже случаются.

Индульгенции оказались идеей удачной. Но не потому, что так Папа Римский захотел, а потому что среди католиков на них оказался большой спрос. 

Точность словотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
0
Прокомментировать
Ответить