Над чем смеялись в древности и часто ли это происходило?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться

Чтобы узнать, над чем смеялись в древности, нужно заглянуть в письменные источники. Увы, но глиняные таблички, сохранившиеся со времён Греко-Микенской, Хеттской или Аккадской цивилизации, несут в себе сугубо практическую и очень скучную информацию: царские приказы, сертификаты о свадьбах или разводах, долговые расписки и квитанции, документы о заключении мира или банальные кулинарные рецепты. Можно предположить, что жители тех времён не считали нужным записывать свои шутки или не придавали им большого значения.

Поэтому перенесёмся в античность и посмеёмся над греческой комедией. Здесь уже есть и сохранившиеся письменные источники, и свидетельства очевидцев, и пикантные подробности, хорошо известные историкам.

Правда, мы всё ещё не знаем, над чем смеялись древние греки дома или на улицах, но первой организованной формой смеха считается греческая комедия. Можно смело сказать, что греки ходили в театр, чтобы от души посмеяться (или поплакать, это зависело от типа представления). Греческие театры не были такими огромными, как римские, но они всё равно вмещали от пяти до пятнадцати тысяч человек, то есть за весельем приходило практически всё взрослое и свободное население города. Представления проходили регулярно и были частью больших праздников, например, во время Дионисий или Олимпийских игр.

Первое правило комедии – человека нужно ругать. Это правило основано на мифологическом представлении о том, что для установления равновесия в мироздании о человеке нужно говорить плохо, чтобы в будущем у него всё было хорошо. Ругали и обсмеивали в комедии современников: политиков, вельмож, философов и прочих знаменитостей. Юмор должен был быть актуальным и сиюминутным. Смеялись как над повседневной жизнью города, бытовой, так и над сюжетами из мифов и религиозными мотивами, что сейчас нам кажется невероятной дерзостью. Но греки не считали такой юмор богохульством.

Важной составляющей греческой комедии была внешняя атрибутика – декорации и костюмы актёров и солистов хора, на которые не жалели средств. Они должны были сами по себе вызывать приступ гомерического смеха у зрителей, и при их появлении всем было сразу понятно, что показывают комедию. Солисты хора выходили на сцену в невероятно абсурдных и смешных масках и костюмах зверей или носили маски-лица гипертрофированно смеющихся людей, также подчёркивали комедийную принадлежность огромные половые органы. Естественно, бутафорские. Есть картинки Зевса с большим пенисом, таким образом представленного в качестве комедийного героя. И конечно, когда такие персонажи появлялись на сцене, это было невероятно смешно.

В комедии были традиционные сцены, которые всегда вызывали смех. В хорошей комедии обычно кого-то били, например, сын своего отца, ставили непристойный похабный танец, желательно было бегать по сцене с криками «Пожар! Пожар!» или что-нибудь в этом роде. Все это чрезвычайно занимало публику и доводилось до абсурда.

Например, была комедия, которая называлась «Тишина», или «Мир». Ее главный герой в какой-то момент должен был отправиться к богам на Олимп на большом навозном жуке. И это было само по себе очень смешно. А ещё это была чрезвычайно смешная шутка с двойным, если не тройным дном, пародирующая знаменитый миф о герое Беллерофонте, который взлетал на своем крылатом коне Пегасе на Олимп, чтобы соревноваться с богами. Зрители, естественно, знали этот миф, и на представлении веселились от души. Что же касается самого навозного жука, мы точно не знаем, но скорее всего это была какая-то хитрая надувная декорация, которая сама по себе очень веселила зрителей.

0
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью