Сергей Лунёв
октябрь 2015.
8470

Является ли постулат о том, что конкуренция способствует снижению цены и улучшению качества продуктов и услуг правильным? Или это миф?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
6 ответов
Поделиться

Давайте сначала договоримся о том, что такое конкуренция. Экономисты под конкуренцией понимают соревнование фирм между собой за потребителя. Как правило, чем больше фирм на рынке присутствует, тем выше будет конкуренция. В большинстве случаев увеличение числа фирм на рынке приведет к тому, товара на рынке будет больше, а цены на него будут снижаться. Поэтому - да, рост конкуренции приводит к снижению цен.

Что касается влияния конкуренции на качество продукции, то здесь связь не столь прямая и не столь очевидная. Чем выше конкуренция, тем сложнее фирме выиграть в конкурентной борьбе. Среди бизнесменов довольно мало альтруистов, поэтому, если такая возможность будет, они легко ухудшат качество продукции, чтобы добиться высокой прибыли. И здесь на помощь рынку товаров и услуг приходит конкуренция на рынке информации (при условии, что она имеется). Высоко конкурентный рынок информации будет искать уловки бизнеса и информировать потребителя информации. При этом, конкуренция в политике приведет к тому, что депутаты будут стараться принимать законы, защищающие потребителя.

В итоге можно сказать, что чем выше конкуренция во всех сферах жизни, чем более открыта информация, тем лучше будет отдельному потребителю. Он будет иметь возможность покупать дешевый и качественный продукт.

Николай Кульбакаотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
17
0

По вашей концепции, подведение к дому нескольких газовых труб снизит цену на потребление газа. Но это не так.

-8
Ответить

Николай, Вы мыслите догмами, а не рассуждаете. Пример:

Конкуренция видимости сайтов в сети возникает от ограниченых возможностей пользователя тратить время на обработку контента. Поисковые системы разрешили проблему конкуренции путем взымания с рекламодателей платы за приоритетное размещение сниппетов (объявлений) - pay per click. Плата за клик мотивирует поисковые системы увеличивать количество кликов. Достигается это за счет разбавления выдачи не релевантным (не качественным) контентом и увеличением количества сайтов-посредников, которые дублируют объявления друг друга. Вместо удобного для пользователя объединения всех объявлений на одном тематическом ресурсе или выдачи релевантных страниц между пользователем и рекламодателем выстраивается забор из информационные баз, сайтов-посредников и сайтов-пустышек, суммарное количество которых превосходит количество услуг производителей. Сайтами посредников, каждый из которых добавляет к стоимости услуги свою наценку, поисковые системы забивают видимую часть интернет-пространства.

Конкуренция за приоритетное размещение объявлений (сниппетов) привела к увеличению цены и ухудшению качество поиска. Мало того, что пользователь должен тратить время на просмотр ненужных сайтов, так пользователь еще должен нести расходы на информационных посредников.

Так что ваши догмы не работают.

-8
Ответить

Сергей, во-первых, надо разобраться, о каком рынке идет речь. Если говорить о поиске информации, то речь пойдет не обо всей информации в интернете, а о рынке поисковых систем. Проблема состоит в том, что на этом рынке технологически существует всего несколько сильных игроков, поэтому рынок поисковых систем - это олигополия, и это не означает хороших условий для пользователя.

Что касается подвода нескольких труб с газом, то это сработает на снижение цены только в том случае, если это трубы разных провайдеров, а это нереально. А вот что точно снизит цену на газ, так это появление альтернативных вариантов отопления: солнечная энергия, термальная и т. д. Собственно говоря, что в Европе сейчас и происходит, наряду с увеличением предложения газа из других источников.

+5
Ответить
Ещё 8 комментариев

Это даже не олигопролия, а картель cdam.su

-7
Ответить

Если Вы правы и это картель, тогда причем здесь конкуренция? Картели ее убивают.

+5
Ответить

Значит на цены и качество влияет не конкуренция сама по себе, как вы написали в первом комментарии, а способ организации рынка

-5
Ответить

Способ организации рынка определяет конкуренцию. Так что никакого противоречия

+5
Ответить

Как потребителя, меня интересует прежде всего цена и качество. Способ организации рынка определяет не конкуренцию, которая есть сама по себе, а цену. Я привел примеры, когда конкуренция есть, а организация рынка ведет к увеличению цены и ухудшению качества.

-3
Ответить

Не очень понятна Ваша мысль про конкуренцию, "которая есть сама по себе". Если вы рассматриваете термин "конкуренция" в каком-то своем смысле, то придумайте для этого смысла свой термин и его используйте. В противном случае, Вы будете говорить термины, а реально вас никто не будет понимать, если они у Вас будут означать нечто другое.

Теперь, что касается конкуренции и организации рынка. Если на рынке есть ценовой сговор, то конкуренции на нем не будет. Ценовой сговор и будет способом организации рынка. Это фактически будет аналог монополии.

+6
Ответить

Так, да не совсем так. Плата за приоритетное размещение объявлений это не конкуренция сама по себе, а метод каким-то образом стратифицировать объявления в виртуальном интернет пространстве. И в данном случае на качество выдачи и цену влияет не конкуренция, а метод приоритетного размещения - pay per click. Все поисковые системы используют именно этот метод, хотя метод можно применить другой. И в данном случае конкуренция между поисковыми системами улучшить качество выдачи их не заставляет.

-1
Ответить

Ничего удивительного в этом нет. На рынке олигополии, который является одним из наименее конкурентных типов рынка, фирмы соревнуются друг с другом, поэтому их задача состоит не в том, чтобы оказать самую лучшую услугу. а в том, чтобы твоя услуга была не хуже, чем у конкурента, а желательно - немного лучше. Этого вполне достаточно. Если вы видите двух бегунов на дорожке, то победителю достаточно обогнать соперника на долю секунды, а не стремиться к мировому рекорду.

+6
Ответить
Прокомментировать

Скорее да, но все зависит от ситуации, сегмента рынка, размера предприятия и множества других факторов. Конкуренция - штука неприятная, заставляющая предпринимателя разрабатывать инновации, пересматривать ФОТ и ценовые линейки, анализировать деятельность других предприятий, придумывать разные рекламные трюки, искать новые каналы сбыта, короче, выживать. Идеальная ситуация для любого предпринимателя - отсутствие конкурентов (т.е. монополия) при высоком потребительском спросе и большом количестве поставщиков, среди которых нет монополиста. Именно на достижение такого результата направлена деятельность некоторых российских лоббистов, призывающих под разными предлогами запретить ввоз тех или иных иностранных товаров.

Однако если конкуренция существует, и она определенным образом регулируется (например, антимонопольным законодательством), предприниматель выбирает одну из нескольких конкурентных стратегий: уникальное предложение, низкий уровень издержек/ лучшая цена, широкий ассортимент. При выборе стратегии расширения ассортимента качество товара/услуги может понизиться, так как предприниматель рассчитывает на покупательскую способность не самых богатых потребителей и компенсирует непритязательность предложения невысокой ценой, а также набором дополнительных услуг, например, бонусами на карту.

В малом бизнесе конкуренция почти никак не влияет на цену и качество. Представим себе, что у вас уличная пирожковая. Вся выручка уходит на налоги, закупку сырья, оплату труда. Чистая прибыль если и есть, то, скорее всего, вы задумываетесь о покупке нового оборудования (старое необратимо ветшает) или открытии новой точки. То есть прибыли в академическом смысле нет вообще, а есть зарплата сотрудникам и домашний инвестиционный фонд. Если рядом кто-то открыл такую же пирожковую, то вы, конечно, постараетесь улучшить работу сотрудников, но вариантов у вас будет немного: работать быстрее (почти никак не связано с ростом выручки) и работать больше (закрываться на час позже, что тоже почти ничего не даст). Качество прирожков изменить сложно (брать другую муку? замешивать тесто дольше? сыпать туда улучшители вкуса? делать повидло самому?) Снижение же цен прямо ударит либо по зарплатам, либо по вашему персональному инвестиционному фонду (придется расстаться с идеей открытия новой точки).

Впрочем, в некоторых сегментах малого бизнеса есть сегменты, где маржа (разница между ценой и себестоимостью) высока. Например, вы эксклюзивно консультируете мэрию о том, какие цветочки сажать в парках (это абстрактный пример). Сколько стоят такие услуги, никто не знает, считается, что это какое-то суперзнание, которое стоит миллион рублей за одну презентацию. Вы - богатый человек. А потом приходит другая контора и предлагает цену в два раза меньше. И вы тоже опускаетесь. Но это, скорее, исключение.

В крупном бизнесе многое зависит от макроэкономической ситуации (PEST или STEEP-факторы), стоимости валют, качества банковской деятельности, наличия/отсутствия монополистов в производственной цепочке, наличия административных и законодательных барьеров, уровня коррупции и т.д. Но у больших компаний пространства для маневра больше, и именно от них следует ожидать ценовой гибкости.

Что прямо воздействует на цену? Высокая производительность труда (сокращение издержек), новые технологии, инновации, эффект масштаба, стоимость банковских кредитов. Отчасти - высокая покупательская способность населения, то есть большая выручка.

Что прямо воздействует на качество? Новые технологии, инновации, наличие внешних и внутренних стандартов, хороший менеджмент и устройство процессов предприятия-производителя.

Таким образом, конкуренция - это один из фактор, который может подтолкнуть организацию к совершенствованию процессов, улучшению деятельности и снижению цены. А может и не подтолкнуть.

2
0
Прокомментировать

Я отвечу чуть короче, чем г-н Кульбака, и с практической точки зрения, поскольку являюсь не кандидатом наук, а тем, к кому периодически приходят с вопросом "Как сделать так, чтобы обойти конкурентов, но сильно не потратиться?"

Нет, конкуренция сама по себе ничему не способствует. Более того, она часто приводит к снижению качества товаров и услуг, повышению цен и коррупции.

Повышение качества и снижение стоимости - это лишь один из возможных способов сохранения и улучшения положения на рынке. Более того, он не слишком популярен, поскольку обходится дороже остальных и далеко не все компании могут себе его позволить. Кроме того, есть множество рынков, на которых поставщики и производители не могут оказывать существенное влияние на качество продукта, например, рынок зерновых, зависящий в большей степени от погоды, или снижать стоимость за счет оптимизации процессов, что характерно, к примеру, для частной медицинской практики или HoReCa.

Гораздо чаще конкуренция толкает производителей и ритейлеров к хитрым манипуляциям вроде бутылок масла на 870 мл вместо литра, картельным сговорам, демпингу, ухудшению условий наемных работников и раздаче взяток.

Артем Манульченкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
0
Прокомментировать

Этот постулат верен отчасти. Как известно, по общему правилу конкуренция воспринимаемся в качестве блага, однако, данное правило не абсолютно. До меня уже написали о том, почему она направлена на снижению цены товаров, улучшению качества товаров и услуг, почему она способствует прогрессу. Как известно, конкуренция защищается законом. Но не всегда и не везде. Например, законом регулируются отдельно естественные монополии (у нас по ним есть специальный ФЗ) и государственные монополии. Данные монополии являются "закрытыми", то есть государство защищает данные отрасли от конкуренции. Государственные монополии создаются государством, где государство - монополист. Самыми яркими примерами являются:военно-промышленный комплекс, производство этилового спирта, эмиссия денежных знаков. Естественные монополии появляются в результате рыночных процессов, однако, они появляются в тех сферах, где наличие конкуренции невыгодно, да и вообще может послужить угрозой национальной безопасности. Например, сфера передачи газа (монополист Газпром) или оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (монополист - Системный оператор Единой энергетической системы). Если бы в этих сферах была конкуренция, то рост цен на услуги данных компаний был бы колоссальным, да и в отсутствии единого контроля возникали бы постоянные перебои в поставках. Потому закон и защищает данные монополии, а чтобы сдерживать ценообразование, создана система тарифообразования, которую контролирует государство.
Так что данный постулат о том, что конкуренция - это исключительное благо, и что она всегда способствуют снижению цен - он неверен.

0
0
Прокомментировать

Это не миф, но и не аксиома. Сама по себе гигантская конкуренция не создает высокое качество, но ее отсутствие точно означает стагнацию и эксплуатацию "дефицита".

0
-1
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью