Валера Устал
февраль 2019.
2271

И. Гёте писал: «Убеждение - это не начало, а венец всякого познания». В чём смысл? Согласны ли вы?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
1
4 ответа
Поделиться

В такой формулировке Гёте, конечно, не прав. Вернее так - те убеждения, что лежат в начале всякого познания и те убеждения, что служат его венцом - это по смыслу совершенно разные «убеждения» и невозможно выражаться отчетливо и при этом называть столь разные вещи одним словом.

Познанию вне всякого сомнения предшествуют убеждения. Философия так и не смогла предложить убедительного решения проблемы оснований - набора самоочевидных посылок, в которые не надо верить, потому что они обосновывают сами себя. То есть лично я считаю, что cogito ergo sum Декарта такой посылкой является, но это вопрос дискуссионный, и я не готов всех несогласных со мной записать в глупцы, потому что с куда большей вероятностью глупец - я.

Более того, если большую часть этих посылок мы можем сознательно выбрать, то с некоторыми мы, по всей видимости, просто рождаемся. То есть человек ни в какой момент своей жизни не есть tabula rasa, которая заполняется его свободным от влияния любых убеждений опытом. Краткий экскурс в этот вопрос можно получить тут: https://postnauka.ru/articles/76133

Вернемся к Гёте. Когда я говорю, что убеждения предшествуют познанию, о каких убеждениях речь? Например, о убеждении в самой возможности познания. А когда Гёте говорит про убеждения, как венец познания, о чем он? О убеждении в том, что Земля вращается вокруг Солнца. Между тем и другим - смысловая пропасть, и первое куда больше похоже на то, что обычно понимается под убеждением, чем второе.

Nikita K.отвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
4
0
Прокомментировать

Убеждения - продукт знаний, опыта, серьезных размышлений. Без этого возможны не убеждения, а слепая вера или доверие к чужому мнению. 

Не знаю, говорил ли это Гете, но мысль совершенно здравая.

Виталий Гробштейнотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
0
Прокомментировать

По-моему звучит очень логично. Конечно контекста этой фразы я не знаю, однако осмелюсь предположить.
Скорее всего имеется ввиду то, что сперва, когда вы начинаете процесс познания, вы не можете быть ни в чем уверены. И в процессе вы получаете все больше опыта и знаний, и когда уже в доскональности будете обладать информацией о чем-то конкретном, только тогда сможете быть уверены и убеждены. То есть это закрепление ваших познаний и вашего опыта.

3
0
Прокомментировать

Во времена И.Гёте, интеллектуалы любили напустить тумана, придать своей глубокой мысли некую таинственность, поэтически приукрасить тем или иным символом, ореолом. Своего рода этакая художественная упаковка товара, которую автор украсил, чтобы скормить сей продукт публики. Но так как со временем, значения слов расширяется и изменяется, то порой трудно понять, что своим утверждением, мыслью, хотел выразить автор живущий 100 - 300 лет назад.

Я бы не стал придавать серьёзного значения цитатам интеллектуалов прошлого. Как мне видеться, гораздо важнее иметь диалог с живыми людьми, а не с мёртвыми, цитаты которых мы любим повторять и использовать при общении, прикрываясь  ими как фиговым листком, дабы никто не заметил нашего скудоумия или неуверенности. Это не значит, что надо прекратить читать книги - читайте на здоровье, "спорьте с автором" в процессе чтения и т.д. Но смотреть на мир глазами и умозрительными зарисовками авторитетного мужа, значит отказаться познавать самому, находясь непосредственно в контакте с миром.

0
-1
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью