Марк Хорев
октябрь 2015.
23245

Кто несет ответственность за правонарушение в ДТП с участием автомобиля-беспилотника?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
6 ответов
Поделиться

Автомобиль-беспилотник - это источник повышенной опасности.

В соответствии со ст.1079 Гражданского кодекса РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Вместе с тем наказание понесёт фактический владелец такого автомобиля (не обязательно собственник): обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

При этом надо понимать, что от ответственности лицо освобождается только в случае, если:

  1. вред возник вследствие непреодолимой силы;

  2. вред возник вследствие умысла потерпевшего;

  3. докажет, что автомобиль был украден;

  4. имела место грубая неосторожность потерпевшего.

18
-2

Но разве беспилотный автомобиль не является сам по себе "непреодолимой силой"?

+1
Ответить
Прокомментировать

Ответственность несет виновный человек.

Будут разбираться также, как если человек будет за рулем. У нас нет в правилах дорожного движения нет понятия «автомобиль-беспилотник». Для того, чтобы эти автомобили выпускать на дороги, нужно вносить в них поправки. Когда квадрокоптеры-бесполотники выпустили на рынок, в воздушный кодекс приняли поправку, которая регулирует в том числе использование квадрокоптеров для личных нужд.

В данный момент ПДД не регламентируют, что такое автомобиль-беспилотник. Поэтому он будет расцениваться как обычный автомобиль или иное транспортное средство. Будет отвечать тот, кто виноват, если виноват беспилотник, то хозяин автомобиля.

15
0
Прокомментировать

Ответственность за ДТП с участием беспилотного транспортного средства – это пока новая для законодательства тема, но в Англии уже рассматривается соответствующий законодательный акт «Vehicle Technology and Aviation Bill». 

Что касается, распределения ответственности, то скорее всего это будет выглядеть следующим образом:

  1. Страховые компании будут нести ответственность по застрахованным беспилотным автомобилям, но только в том случае, если на момент заключения полиса компания была уведомлена о факте беспилотного использования транспортным средством.

  2. Если беспилотное транспортное средство не было застраховано, то ответственность будет нести собственник. 

  3. Если ДТП было вызвано сбоем в программе или оборудовании транспортного средства, то ответственность переносится на завод-изготовитель (собственник или страховая компания вправе выставить регресс).

  4. Если ДТП было вызвано вмешательством собственника автомобиля в программное обеспечение или оборудование застрахованного транспортного средства или невыполнением собственником указаний завода-изготовителя (например, не было произведено обновление ПО), то страховая компания может взыскать с собственника выплаченную сумму страхового возмещения.

Таким образом, страховка ОСАГО для владельца беспилотного автомобиля будет мало чем отличаться от страховки стандартного транспортного средства, но владельцу придется следить за обновлением ПО и не допускать вмешательства в ПО и оборудование ТС. Вероятно, что с развитием технологий стоимость страховки беспилотных автомобилей существенно снизится, по сравнению со стандартной, за счет снижения вероятности попасть в ДТП. Как бы то ни было, страхование беспилотников – это не вопрос краткосрочной или среднесрочной перспективы и вряд ли оно станет актуальным в течение ближайших 5 лет.

16
-1
Прокомментировать

Правовое поле для автомобилей-беспилотников еще не создано, но есть несколько путей, по которому пытаются идти. Владелец такого автомобиля перенимает риски, страховые компании для этого создают новые тарифы, производители этих автомобилей берут на себя полную или частичную ответственность (при этом тоже страхуются от таких случаев).

Что однако нужно отменить, во многих странах проходят тесты для автомобилей без водителя. Легковые, Грузовые, на тестовых дорогах и на дорогах общего пользования. И процент аварий с участием таких автомобилей в десятки раз меньше, чем у автомобилей с водителем. Мало того, эксперты утверждают, что если на дорогах будут ездить в будущем только беспилотники, то аварий будет еще меньше, и ничтожно мало по сравнению с нынешним уровней аварий. И если мы заботимся о жизни людей, уже сейчас нужно запретить автомобили с водителями :)

8
0
Прокомментировать

Вопрос спорный. С одной стороны, если ДТП произошло в тот момент, когда автомобиль двигался в автономном режиме: т.е. управление, фактически, взяла на себя электроника автомобиля и ПО, созданное автопроизводителем, то ответственность не может лежать на владельце ТС. Но, с другой стороны, именно водитель должен должен оценивать ситуацию на дороге и предпринимать необходимые меры во избежание ДТП.

P.S. Volvo пошла по первому пути, президент которой заявил, что компания берёт на себя «полную ответственность» в случае, если с машиной, двигающейся в автономном режиме, произойдёт ДТП — drive.ru

8
0

Я думаю, что ответственность автопроизводителя будет только в том случае, если будет доказано, что в электронике имелись сбои и по этой причине произошло ДТП.

Во всех иных случаях всю ответственность несёт только владелец, поскольку, владея источником повышенной опасности, должен соблюдать разумную осторожность и понимать всю тяжесть ответственности.

По крайней мере, такова логика российского законодательства.

+1
Ответить

У автономных автомобилей пока нет никакого легального статуса. В законодательстве нет такого определения, и, возможно, при увеличении числа таких ТС, это первое, что придётся пересматривать и менять.

+1
Ответить

Я думаю, да. Будет специальное законодательство на этот счёт: вот в США, например, уже заставляют регистрировать квадрокоптеры, а у нас в России суд не так давно рассматривал законность их полётов.

Но в России также применяется аналогия закона и аналогия права - т.е. при недостаточности существующих норм применяются аналогичные нормы. А, как ни крути, такие автомобили - явные источники повышенной опасности.

0
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью