Разделение на прописные и строчные знаки возникло ещё до появления книгопечатания в результате эволюционного развития письма. Прописные буквы из просто знаков для составления слов (унциал в латинице и устав в кириллице) постепенно превратились в инструменты выделения информации и декорирования. А строчные буквы стали использоваться как основной рабочий материал для образования ровной строки текста. Если мы посмотрим на образцы старинных рукописных книг, то обнаружим, что главные буквы медленно вырисовываются писцом, а второстепенные буквы пишутся быстрее и с меньшим вниманием к деталям.
В кириллице таким медленным почерком был устав, а быстрыми были полуустав и скоропись (в латинице унциал и полуунциал, позже готика). Латинские строчные буквы произошли из каролингского минускула — почерка монахов. А тот был основан на римском курсиве. В старых книгах видно, как для будущих прописных букв используются уставные формы, а для основной массы текста — полууставные.
Псалтырь 1485 год. Обратите внимание на разную конструкцию буквицы С и букву с в тексте.
Старославянские азбуки. Обратите внимание на разные конструкции уставных и полууставных букв, разные формы образовывались из-за разного угла наклона пишущего инструмента. В уставе пишущая часть направлена чаще всего горизонтально, а в полууставе под небольшим углом.
Так формы букв постепенно стали различаться. Это развитие проходило параллельно и в странах, где пользовались латиницей, и в странах, где пользовались кириллицей. Но важным переломным моментом ухода от естественного развития кириллицы стало чёткое разделение славянской культуры на церковную и светскую (гражданскую). Этот процесс проходил постепенно в 1680-1730 годах. В это время царь Пётр 1 привёз из Европы, из Голландии мастеров гравировщиков, книгопечатников, картографов. У европейских мастеров к тому времени уже было чёткое понимание латинского шрифта, они привыкли к европейской книгопечатной традиции складывавшейся многие годы и отличавшейся строгостью и прагматизмом. Латиница к тому времени уже успела пройти эволюционные этапы от древнего минускула к готике и далее к отказу от готики в пользу гуманистических шрифтов эпохи возрождения — переосмысления римского письма.
Таким образом, в латинице прописные буквы стали повторять буквы римского капитального письма, взятые с памятников архитектуры (таких как колонна Траяна), а строчные буквы развились в ходе эволюции, в процессе многовекового переписывания монахами церковных книг.
Старославянская кириллица была для европейцев чуждой и непонятной, поэтому они пытались как-то приблизить кириллицу к латинице и таким образом влияли и на царя Петра 1. Например, вот так голландские картографы пытались упростить кириллицу:
А вот так ещё до реформы гражданского печатного шрифта пытались гравировать кириллические старославянские буквы, которые, вероятно, казались эклектичными
В итоге это привело к реформе. Царь Пётр 1 отказался от старославянских форм в пользу упрощения и приближения к европейским образцам. Издал указ и заказал изготовление нового шрифта у европейских мастеров. Этот шрифт был со временем доработан и разошёлся по типографиям, став стандартом светского книгопечатания. В то же время параллельно в церквях сохранялся церковнославянский язык и письменность.
Без какой-либо опоры на каллиграфические основы письма, без опоры на традиционные скорописные формы строчных букв царь определил формы будущего шрифта как формы, основанные на образцах голландских гравированных контрастных антикв. И по европейскому образцу чётко разделил формы букв на прописные и строчные.
Скоропись, забытая при проектировании печатного шрифта, повлияла на развитие почерков. Новые почерки под влиянием печатного шрифта стали проще. Также продолжалось влияние европейской культуры на письменность. У детей дворян были иностранцы воспитатели-гувернёры, которые учили детей европейским почеркам, английскому и французскому языку. Из-за этого на письмо влияли европейские почерки, например английский курсив Copperplate.
Поэтому, если мы посмотрим на отличие строчных и прописных букв в курсиве, то мы обнаружим, что отличий между ними больше чем в печатном шрифте.
Юношеский почерк Ломоносова. Основан на старославянской скорописи.
Письмо Ломоносова Эйлеру в 1748 году. Уже европейский почерк.
Если бы реформа была проведена более аккуратно и с вниманием к традициям, то у нас сейчас в кириллице было бы больше различий между прописными и строчными. Вот посмотрите сколько разных форм букв было выработано и позже на долгое время забыто в скорописи:
Если бы письменность и печать развивались более естественным способом, у нас бы сейчас прописные буквы были бы по форме основаны скорее всего на уставе, а строчные на быстрых почерках, и были бы совсем другой формы.
Современные дизайнеры и каллиграфы возвращаются к старым образцам письменности в поисках вдохновения для развития форм букв кириллицы. Возможно, со временем наши привычные буквы эволюционируют в сторону усложнения форм, различия прописных и строчных. А может быть и наоборот. Победят технологии и упрощение, и прописные или строчные буквы совсем исчезнут.
Чтобы точно отличаться от Славянской азбуки, в символах, которые схожи по начертанию. Латынь - это язык господ, а славянский язык - язык варваров с востока. Ну а Кирилица это гречезированная славянская азбука для тех самых варваров с востока, ее нельзя было переделывать схожим на язык господ Рима. Все сказанное, здесь, мной, является чисто моей точкой зрения!
Есть заглавные и строчные буквы, а прописные от слова - писать (по старому рисовать, иконы всё ещё пишут, игрушки расписывают) письмо - это рисование текста, поэтому буквы могут отличаться , зависит от фантазии пишущего, были бы узнаваемы.