Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Каким образом можно услышать классическую музыку именно такой, какой она звучала при жизни композитора?

То есть без оркестровой или дирижёрской интерпретации

Искусство и культураМузыка
Александр Верет
  · 23,5 K
Музыкант по образованию, продюсер театральных спектаклей, фильмов, издатель, журналист.   · 22 дек 2020  · show-biz.by

Услышать классическую музыку именно такой, какой она звучала при жизни композитора и в его интерпретации можно только, если у автора была техническая возможность сделать аудиозапись. Так что, авторского Рахманинова мы услышать можем, а Шопена - никак.

Для некоторых композиторов это обстоятельство было большой проблемой. Бетховена, к примеру, одна только мысль о том, что его ноты будет интерпретировать неизвестный ему музыкант, приводила в ярость. При этом он сам в своих интерпретациях был весьма непоследовательным. Об этом есть любопытная история. В Бонне на одной улице с Бетховеном жил инженер-изобретатель по фамилии Мельцель, который придумал оригинальный прибор, позволяющий точно фиксировать темп музыкального произведения - метроном. Композитор был от него в восторге. Приобретя экземпляр, он тут же скрупулезно проставил темпы для всех своих сочинений. Записал всё это в отдельную тетрадку. Потом, как обычно случается у гениев, эту тетрадку потерял. Пришлось снова проделать эту же работу. Через некоторое время тетрадка нашлась. Так вот - ни один темп не совпал!

С темпами бетховенских произведений это еще не все проблемы. Совсем недавно в связи с 250-летием со дня рождения композитора (в декабре 2020-го) было сделано любопытное исследование. Группа искусствоведов проанализировала более 150 интерпретаций бетховенских произведений - ни у одного артиста темп не совпал с рекомендованным автором. В конечном итоге, был сделан вывод, что либо метроном у Бетховена был со сбитой шкалой, либо он неправильно записывал показания.

Но Бетховен - особый случай. Он в силу своего непримиримого характера предъявлял к музыкантам особые требования. Большинство композиторов времен Баха и Гайдна изначально предполагали, что исполнитель будет являться и соавтором. Некоторые даже не выписывали каденции в сонатах, предполагая, что исполнитель заполнит их музыкой собственного сочинения (я делал об этом отдельную публикацию). Способность импровизировать была непременным качеством концертирующего музыканта. Соответственно, темпы и нюансы в нотах просто не указывались. Современные композиторы также оставляют в нотах множество известных каждому исполнителю особых указаний, например: ad libitum ("в свободном темпе") - насколько свободным должен быть темп?; accelerando ("постепенно ускоряя") - насколько постепенно, до какой степени? fermata ("удлиняя звучание ноты") - как много удлиняя? - и еще довольно много подобного. У всех этих вопросов есть только один ответ: на усмотрение исполнителя.

Современные технические возможности позволяют с помощью компьютерных программ идеально точно механически воспроизвести то, что записано композитором в нотах. Но уверяю, вам такое исполнение не понравится. Можно использовать аутентичные музыкальные инструменты, которые были в ходу во время создания произведений. Но это не сильно меняет ситуацию. Потому что музыка - в равной степени и композиторское, и исполнительское искусство. Любители музыки приходят на концерт, чтобы насладиться не только произведениями любимого композитора, но и трактовкой. Такому меломану дай только повод - и он часами будет рассуждать, в чём отличие исполнения, к примеру, сонат Бетховена в трактовке Гольденвейзера, Рихтера и Гильельса. Все играют по-разному, у каждого есть плюсы и минусы с субъективной точки зрения слушателя - но это как раз и представляет интерес, это и есть искусство.

Больше о современной музыке можно послушать и почитать на сайтеПерейти на show-biz.by

Спасибо, очень интересно 👏👏👏

Музыка, искусство, наука, история.  · 7 янв 2021
Здравствуйте, Александр. Очень хороший вопрос. Но ответ будет не простым. Отчасти Вам уже ответили. Речь шла, в основном, о формальном соответствии авторским указаниям. И совершенно справедливо указывалось, что механическое их соблюдение ничего не даст. И поэтому академическая музыка суть симбиоз автора и исполнителя. Это справедливо. Но лишь до определенной степени. В... Читать далее
Классическая музыка: vk.com/structured_classical  · 28 нояб 2020

Никаким. О чём речь? Музыка исполнительское исскуство, поэтому её можно услышать только в исполнении солиста и оркестра и естественно это всегда будет их интерпретация. Без интерпретации нет музыки.

1 эксперт согласен
Музыкальная машина времени. Я отправляю людей в путешествие во времени в их молодость с...  · 22 дек 2020
Я думаю, что вопрос задан либо не корректно, либо человеком, который в музыке разбирается плохо. Возможно это имеет смысл в качестве научного эксперимента, но с точки зрения музыки, смысла точно нет. Есть произведение, есть его исполнители, у каждого исполнителя свои особенности и свое видение материала. Продвинутый слушатель, обычно выбирает для себя вариант... Читать далее
Researcher, Institute of Physics, University of Tartu  · 20 окт 2015
"Как при жизни композитора" и "без оркестровой/дирижерской интерпретации" - это какбе разные вещи. При жизни копозитора его произведения тоже исполняли оркестры с дирижерами и, естественно, тоже давали какую-то интерпретацию. В крайнем случае сам композитор мог быть дирижером, но это все равно какая-то интерпретация. Поэтому "без чьей-то интерпретации" можно "услышать"... Читать далее
Кстати, у Скрябина, например, были "мидишники" которые он сам сделал - пьесы для механического пианино, записанные... Читать дальше
Студентка консерватории  · 27 янв 2016

Да, нужно обратиться к аутентистам. Разные музыканты занимаются разными эпохами. Самые громкие имена, которые занимались старинной музыкой - Густав Леонхардт, Николаус Арноркур. И многие другие, разумеется)

Если бы я знал ответы на вопросы, меня бы здесь не было!  · 27 дек 2020

В этом нет нужды. Например Вивальди 4 сезона кто только ни играл. Выбирай на любой вкус. Но мне только одно исполнение нравится. Технически наверное уже невозможно установить, что там было и как.