Услышать классическую музыку именно такой, какой она звучала при жизни композитора и в его интерпретации можно только, если у автора была техническая возможность сделать аудиозапись. Так что, авторского Рахманинова мы услышать можем, а Шопена - никак.
Для некоторых композиторов это обстоятельство было большой проблемой. Бетховена, к примеру, одна только мысль о том, что его ноты будет интерпретировать неизвестный ему музыкант, приводила в ярость. При этом он сам в своих интерпретациях был весьма непоследовательным. Об этом есть любопытная история. В Бонне на одной улице с Бетховеном жил инженер-изобретатель по фамилии Мельцель, который придумал оригинальный прибор, позволяющий точно фиксировать темп музыкального произведения - метроном. Композитор был от него в восторге. Приобретя экземпляр, он тут же скрупулезно проставил темпы для всех своих сочинений. Записал всё это в отдельную тетрадку. Потом, как обычно случается у гениев, эту тетрадку потерял. Пришлось снова проделать эту же работу. Через некоторое время тетрадка нашлась. Так вот - ни один темп не совпал!
С темпами бетховенских произведений это еще не все проблемы. Совсем недавно в связи с 250-летием со дня рождения композитора (в декабре 2020-го) было сделано любопытное исследование. Группа искусствоведов проанализировала более 150 интерпретаций бетховенских произведений - ни у одного артиста темп не совпал с рекомендованным автором. В конечном итоге, был сделан вывод, что либо метроном у Бетховена был со сбитой шкалой, либо он неправильно записывал показания.
Но Бетховен - особый случай. Он в силу своего непримиримого характера предъявлял к музыкантам особые требования. Большинство композиторов времен Баха и Гайдна изначально предполагали, что исполнитель будет являться и соавтором. Некоторые даже не выписывали каденции в сонатах, предполагая, что исполнитель заполнит их музыкой собственного сочинения (я делал об этом отдельную публикацию). Способность импровизировать была непременным качеством концертирующего музыканта. Соответственно, темпы и нюансы в нотах просто не указывались. Современные композиторы также оставляют в нотах множество известных каждому исполнителю особых указаний, например: ad libitum ("в свободном темпе") - насколько свободным должен быть темп?; accelerando ("постепенно ускоряя") - насколько постепенно, до какой степени? fermata ("удлиняя звучание ноты") - как много удлиняя? - и еще довольно много подобного. У всех этих вопросов есть только один ответ: на усмотрение исполнителя.
Современные технические возможности позволяют с помощью компьютерных программ идеально точно механически воспроизвести то, что записано композитором в нотах. Но уверяю, вам такое исполнение не понравится. Можно использовать аутентичные музыкальные инструменты, которые были в ходу во время создания произведений. Но это не сильно меняет ситуацию. Потому что музыка - в равной степени и композиторское, и исполнительское искусство. Любители музыки приходят на концерт, чтобы насладиться не только произведениями любимого композитора, но и трактовкой. Такому меломану дай только повод - и он часами будет рассуждать, в чём отличие исполнения, к примеру, сонат Бетховена в трактовке Гольденвейзера, Рихтера и Гильельса. Все играют по-разному, у каждого есть плюсы и минусы с субъективной точки зрения слушателя - но это как раз и представляет интерес, это и есть искусство.
Спасибо, очень интересно 👏👏👏
Никаким. О чём речь? Музыка исполнительское исскуство, поэтому её можно услышать только в исполнении солиста и оркестра и естественно это всегда будет их интерпретация. Без интерпретации нет музыки.
Да, нужно обратиться к аутентистам. Разные музыканты занимаются разными эпохами. Самые громкие имена, которые занимались старинной музыкой - Густав Леонхардт, Николаус Арноркур. И многие другие, разумеется)
В этом нет нужды. Например Вивальди 4 сезона кто только ни играл. Выбирай на любой вкус. Но мне только одно исполнение нравится. Технически наверное уже невозможно установить, что там было и как.