Виталий Руденко
январь 2019.
548

Если у протестантов принцип sola scriptura («только писание»), почему в догматике присутствует учение о троице, на что прямых указаний в писании нету?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
3 ответа
Поделиться

Вы, вероятно, исходите из того, что учение о Троице "придумали" на пустом месте. Между тем, оно есть результат истолкования Библии, прежде всего новозаветных текстов, где фигурируют и Бог-Отец, и причастность Иисуса Божеству, и Святой Дух. Протестанты в целом вовсе не выступают против этого толкования и вообще с почтением относятся к наследию как ранних христиан, так и святоотеческой эпохи. Есть, правда, и крайние течения, которые пришли к отрицанию Троицы - антитринитарии. Это прежде всего унитарии, мормоны, свидетели Иеговы, пятидесятники-единственники, христианская наука и ряд других. Но их мейнстримные протестанты чуждаются и даже не пускают во Всемирный совет церквей.

Юрий Тихонравовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
8
0

В писании упоминается святой дух, но из него ровным счетом никак не вытекает его ипостасность, и тем более в той форме, которая присутствует в современном догмате о Троице.

0
Ответить

Так я же написал, что это истолкование библейского текста, а не сам текст. Тем более что само слово "ипостась" встречается в Новом завете, в том числе для характеристики отношений Отца и Сына (Евр. 1:3). И догматические формулировки 4 века ("современные") - это органичное развитие христианской мысли предыдущих веков, начиная как минимум с Климента Александрийского.

+1
Ответить
Ещё 3 комментария

О том то и вопрос, если я верно понял. Писание, и истолкование писания - не одно и то же. Хотя, судя по вашему ответу, в этом случае протестанты принимают и то, и другое.

0
Ответить

Вопрос был почему. Потому что толкование - это не выдумка на пустом месте, оно связано с писанием и ограничено им.

0
Ответить

Да, хорошо.

0
Ответить

Вот что говорит Анании апостол Петр в книге Деяний: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому… Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян.5:3-4). Доказательство Божества Святого Духа, молжно также привести слова пророка Давида.

0
Ответить
Прокомментировать

Sola scriptura подразумевает, что догматы должны проверяться Писанием. Лютеране описывают этот так: "Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов". Другими словами, не придумывать догматы надо на основании Библии, а Библией проверять догматы. Учение о Триединстве не противоречит Библии, следовательно, отказываться от него нет смысла.

Хотя я и могу ошибаться в своём толковании данного лютеранского текста.

Stas Tambiåотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
4
0

Но вить учение о Троице является результатом работы множества святых отцов, которое позже было принято на Соборах (я ошибаюсь?), а, насколько мне известно, протестанты не принимают никаких святоотеческих писаний и трудов.

0
Ответить

Почему не принимают? Протестанты читают и Златоуста и Климента и Дидахе и много чего еще - просто сверяют все с Священным Писанием. Это как некий отвес, который используют при строительстве здания по которому сверяют и делают корректировку. "Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и  стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все  учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и  Нового Заветов". Вам правильно ответил Стас, что смысл не в том, чтобы не брать что либо из учений, откровений, снов, видений и пророчеств христиан и христианских конфессий - смысл в том, чтобы находить им подтверждение или опровержение в Святом Писании. Дух и Написанное Слово не должны противоречить друг другу.

20 Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.
(Ис.8:20)

+2
Ответить
Ещё 2 комментария

а в чем тогда разница с католиками? они будто евангелие Читают только в интерпретации Златоуста? есть много интерпретаций, и все они равные, но все равно их отдельно от писания не воспринимают, или нет? 

ну и вообще, протестанты разве сами не интерпретируют евангелие, когда сравнивают?

+1
Ответить

протестантизм появился как раз в католичестве как реакция на те практики, которые существовали в нем, которые противоречили и букве и духу Писаний. Главным побуждением обнародовать 95 тезисов для Лютера  был протест против торговли индульгенциями. Как католики читали Златоуста и гдле было написано им об индульгенциях - вопрос интересный. И самое главное где такое есть в Писании?
Да, протестанты тоже сами интерпретируют Писание и не всегда их интерпретации верны поэтому сам протестантизм на том основании что он отвергает чьи то ложные практики еще не делает его истинным. Вопрос веры и спасения, интерпретаций и веручений - вопрос открытый и до самого Суда будут разномыслия, разночтения и вариантотивность и никуда от этого не денешься. А время покажет где и чей путь был более прямым и менее.

0
Ответить

Задавая вопрос, я подразумевал именно о "чистом" протестантизме :)

0
Ответить

именно о "чистом" протестантизме

Так куда уж чище-то лютеран? Я поэтому и привёл текст из лютеранской книги.

насколько мне известно, протестанты не принимают никаких святоотеческих писаний и трудов

Неправильно вам известно. Принимают, но с оговоркой. Цитата из той же "Книги Согласия": "Другие же писания древних или современных учителей, кем бы они ни были созданы, не должны расцениваться как равные Святым Писаниям, но все они вместе взятые должны быть подчинены им и не могут приниматься иначе или более чем свидетельства [показывающие], как и где это [истинное] пророческое и апостольское учение сохранялось после апостольских времен".

0
Ответить
Прокомментировать

Принцип Sola Scriptura означает приоритет Писания перед Преданием (труды отцов церкви), которым и было установлено почитание Св.Троицы. По сути же отцы церкви, кроме каппадокийцев, не могли разобраться в сложной проблеме первоначала и его модусов или в упрощенном варианте между пониманием ипостаси как субстанции и как роли. Отсюда и пошла персонализация ролей Бога, хотя такой персонализации мы не видим в человеке, в котором его воля, разум, совесть... отнюдь не персоны, а лишь свойства его личности. Напомним, что человек - полное подобие Бога. К тому же удвоение (утроение) сущностей, как показал Аристотель, ведет к апориям, делающих невозможными мышление и деятельность. Аргументом "красного сапога" все было похерено. Так и родилась тринитарная догматика. Увы, протестанты, сказав "а", так и не сказали "б", "в" и т.д. Выводы делайте сами.

0
-1
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью