Danil Marinsky
октябрь 2015.
4764

Почему до сих пор нет русского Стивена Кинга, а жанр литературного хоррора непопулярен в наших краях?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
12
3 ответа
Поделиться

Потому что подобные жанры опираются на очень специфическую вещь: вторжение.

Вторжение крылатого крокодила в отпуск ничего не подозревающих студентов, инопланетного спецназа в субботнее небо над Вашингтоном, соседа-каннибала в жизнь едва въехавшей в загородный дом семьи и т.д. И это по умолчанию должно всех всегда удивлять. Ведь как же так? Ещё вчера я планировал жизнь, ждал девятый айфон, боялся позвать на свидание девушку из класса по алгебре, думает Простой Американский Протагонист, и его друг/брат понимающие кивает, потому что ну у него тоже были другие планы на вечер.

Для нас это всё просто неубедительно. Потому что для нас среда враждебна и опасна по умолчанию, и она была такой всегда, и никто не видит в этом что-то из ряда вон. Разрушенные заводы для нас такая же норма, как и разрушенные церкви. Мы заранее знаем, что в лесу нас ждёт Лихо Одноглазое, что домового надо задабривать, а не то пожалеешь, что бояться надо ментов, что на границе всегда немцы, шведы, татаро-монгольское иго, и любые другие режимы существования вызывают у нас недоверие или усмешку. Мы не боимся вторжения: в отсутствие дома нельзя вторгнуться.

Поэтому мы ищем другие сюжеты и другие конфликты. Пока западная культура занимается темой столкновения с The Big Other (и для которой русские тоже являются формой оного), мы пытаемся разобраться в том, как ужиться с этим The Big Other, поскольку оно никогда не далеко, и не планирует куда-то исчезнуть.

И к слову, это прекрасно. )

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
78

Как любитель Кинга, тема вторжения в некоторых произведениях бывает, но его не из-за этого считают королем хоррора, он великолепный психолог, а все остальное это лишь декорации. Примером может быть тот же Купол, ему все равно на инопланетян он раскрывает персонажей в прописанной ситуации

+1
Ответить

Быть хорошим психологом является базовым требованием к любому писателю вне зависимости от жанра.

+2
Ответить

Книги Кинга - не просто хорор, а гротескное отображение окружающего мира. Если пожить в США достаточно долго, начинаешь понимать социальный подтекст его романов и то, что вымысла там по сути-то и нет.  

+2
Ответить
Ещё 4 комментария

В 90-х у нас хорошо шли детективы. Тоже отличный способ сбежать из реальности. Только злом выступает не инфернальное нечто, а неизвестный  подонок. В чем же тут такая существенная разница, что мы верим детективщикам, но не верим культуре триллеров? 

0
Ответить

Ничего не сбежать, детектив 90-х объяснял человеку новую модель реальности, в которой этот читатель теперь живет. Это характерное явление для стран, оправляющихся после социальных потрясений. 

0
Ответить

Ок. Фэнтези. 

И еще, Глеб. Не знаю, как объяснить, но я чувствую какую-то связь между Кингом и Стругацкими.  Пусть СССР был не идеален, но он был предсказуем. И Стругацкие описывали эту норму, и потом ее нарушали, привносили внутрь что-то. Что и делает Кинг с американской нормой, и привносит в нее.

Я задаю себе вопрос - кто сейчас занимается подобным? Отчасти Лукьяненко. Но вообще - почва сухая. Я хорошо себе представляю  как бы Кинг писал, будь он русским. Почему этого никто не делает - не понятно. Ужесточил "норму", заменил инфернальность на доморощенные страхи - маньяки, секты, тайные поклонники извращенных удовольствий. О! Настоящий детектив! - Это ли не Кинг по-русски? 

0
Ответить

Западное фэнтези действительно воспринимается русским читателем как эскапизм, но с оговорками.

Первая в том, что фэнтези в 90-х попёрло наравне с волной эзотерики и этнического ажиотажа. Помню, как тогда выпустили шикарное издание исландских саг, которые нигде больше было вообще не найти. Доля эскапизма тут есть, но экзотицизм сильнее.

Вторая в том, что тогда же была волна чудовищного "русского фэнтези", которое работало примерно так же, как и русская фантастика - с той же не постапокатиплической даже, а ур-апокалиптической подоплёкой, смешивающей фольклор с культурой тех же 90-х. 

Тема Кинга и Стругацких очень верная, да. Вот уж богатая тема для сравнения, которую я щас вот так сразу не потяну. )

И да, почва сухая и, действительно, бери-не-хочу. Но тут нам в разговоре нужен принимающий редактор какого-нибудь большого издательства, который бы рассказал, какие у такой литературы перспективы с рыночной тэ зэ, и присылают ли им подобные рукописи. А то неясно, то ли люди не пишут, то ли издательства не берут.

0
Ответить
Прокомментировать

Ну, как же не популярен: чем вам не хоррор «Страшная месть», «Майская ночь» и «Вий» Гоголя? А «Четыре дня» Гаршина, а «Бобок» Достоевского, а рассказы Сологуба (например, вот (fsologub.ru) и вот (fsologub.ru)), а «Красный смех» Леонида Андреева? Впрочем, Лев Толстой, знавший толк в страхе — вспомним произошедший с ним необъяснимый «арзамасский ужас», — об Андрееве отозвался замечательно: «Он пугает, а мне не страшно»; но не у всех же такие крепкие нервы, как у Толстого.

Можно было бы вспомнить еще много страшных текстов в русской литературе, от Одоевского до Мамлеева, в том числе и написанных специально для создания хоррор-эффекта, например трэш-трилогию Ильи Масодова «Мрак твоих глаз» (wikipedia.org).

Но вы правы в том, что как самостоятельный почтенный жанр хоррор не прижился: для этого нужен вкус к коммерческому потреблению такого продукта; у нас его вполне удовлетворяют западные фильмы, отечественных же не появляется хотя бы потому, что кино у нас сейчас снова важнейшее из искусств, снимать надо про добрых молодцев, а не про всякую нечисть и маньяков. Интерес к хоррору пробуждается на «романтических», «дионисийских» отрезках истории культуры: у русских романтиков, у декадентов fin de siècle. Наблюдается у нас сейчас что-то такое? Пожалуй, нет; что-то такое было в девяностые, откуда родом и Масодов, и Пепперштейн. Лет восемь назад Ad Marginem напечатали «первый русский хоррор» — роман Игоря Лесева «23», но он был попросту удручающе бездарен. Русский Стивен Кинг должен быть в первую очередь не автором ужастиков, а большим писателем с большими неврозами.

Но вот, кстати, Мамлеев. Мамлеев, да. «Шатуны» (откуда взялись в 1960-е? не трансформировались ли из тогдашнего позитивного государственного романтизма — ср. с «Говорит Москва» Даниэля, а потом и с «Грузом-200» Балабанова?) и «Мир и хохот». Почитайте.

Лев Оборинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
32

Гоголь украинский писатель. Не россиянин

-16
Ответить

Жил в Петербурге и Риме, писал по-русски, участвовал в русском литературном процессе, оказал на русскую литературу громадное влияние. Разумеется, ввел в русскую литературу множество украинских мотивов. Разумеется, в традициях обеих стран, возникших на территории бывшей Российской империи, может считаться "своим". В чем проблема?

+12
Ответить

Странно... что же Гоголь писал-то на русском. Как правило, сидючи в Питере.

0
Ответить
Ещё 3 комментария

Спасибо за названия, отложил, почитаю как-нибудь :)

0
Ответить

О, да! Мамлеев - холодный вязкий ужас. Но Кинг - эпичен. Я думаю, такие романы появятся в России, когда для них наступит время, но не сейчас, конечно)) 

0
Ответить

Фантастика опять же у нас шла здорово. А Бушкова называли русским Кингом. 

Но вообще тиражи падают катастрофически и книгами уже мало кто отвлекается. Инет всосал все внимание людей. 

0
Ответить
Прокомментировать

Про это Быков очень неплохо сказал в лекции о Кинге как раз. Не скажу, что я согласен, но мысль забавная:

«В России нет культуры триллера, пора бы это признать. Ее нет, и никогда не будет. Потому что отклонение от нормы - это и есть российская норма. Достаточно посмотреть фильм «Поворот не туда» - студенты приезжают на заброшенную бензоколонку, на которой вдобавок нет бензина, все кругом заржавело и нет никого. Для этих студентов это становится началом поворота не туда, пути к ужасу. Но если создатель фильма ужасов заедет в Костромскую область - он вряд ли удивится чему-нибудь подобному... У нас за каждым углом - Крауч-энд. Кинговский кошмар для российского читателя - это приятное отвлечение от реальности.» (с) Дмитрий Быков

20
https://youtu.be/E6nd9sMCbr0
0
Ответить
Прокомментировать
Ответить