Почему американские кладбища такие ухоженные, а у нас везде эти заборчики?

63909
12
2
19 октября
12:52
октябрь
2015

Как любой важный культурный объект, кладбище – это сложное явление. Нельзя сказать, что у кладбища какая-то одномерная история, связанная с конкретной религией или с доминированием верований – они все складываются там в многослойный текст. Почему так сложилось у нас? У нас это связано не с какой-то православной традицией, в соответствии с которой надо огораживать могилы. Нет свидетельств, которые позволяли бы так утверждать. Религиозной разницы между христианскими захоронениями в разных частях Европы не существует.

Насколько мне известно, в XVIII веке уже существовали какие-то предписания, сязанные с размером захоронения, но никто не регламентировал необходимость ограждения. Это появилось в эпоху Романтизма, когда люди (разной степени обеспеченности) в соответствии со своими романтическими представлениями создавали из кладбищ такие фамильные склепы. Все это делали в соответствии с представлениями о красоте: обносили цепями, делали ограду, внутри которой можно было посадить зелень. Тем самым сделать кладбище местом романтического уединения и, кроме того, мысли о вечном воспеты как раз романтиками. В то время такая тенденция видна во многих местах и Россия скорее была в арьергарде. Это был общий европейский тренд. Спустя какое-то время склепы стали исчезать в связи с тем, что такие ограды занимают очень много места и на них приходится тратить много денег.

В России случилась революция и появился свой стиль, своя иерархия, где никаких оград тоже не было. Ограды появились в качестве стихийной инициативы совсем недавно – около 50 лет назад, в середине XX века. Дело в том, что начались серьезные трудности с местом: люди покидают деревни, а погосты порастают быльем. Между тем, города становятся больше, а между ними очень мало пространства и куда-то нужно девать мертвецов. Так как правовое сознание всегда было очень низким, то люди начали обносить участки, выкупленные у государства или взятые в аренду, этими оградами-заборчиками. Хоть они ничего не значат, но символическая функция здесь есть: ограждение маркирует «ваше» и «чужое».

Здесь происходит самое интересное. Новейшее и низовое сознание, весьма мало развитое в правоведческой сфере (а люди не понимают, зачем право нужно и зачем его соблюдать) встречается с фольклорными верованиями и пережитками. В соответствии с ними, «заборчик» (в архаическом фольклоре) – это то, что ограждает этот мир от мира потустороннего. Ваш мир от мира чужого. Деревню от леса. Вокруг действует некий круг, зайдя в который, вы оказываетесь во власти злых сил и так далее… Это очень интересный рудимент возрождения этой архаической традиции и на этом можно сколько угодн спекулировать (“это традиция наших отцов” и др)

Американские кладбища – это общее место протестантской культуры. В Америке никогда не было проблемы с семиотикой захоронения, потому что протестантская культура крайне аскетична в своих требованиях к кладбищам. Главное – это сохранение памяти о человеке, а не соблюдение традиций. Это стерильный, гигиенический, возможно, для кого-то скучный, но во многом рациональный подход. А так как люди в США имеют высокое правовое сознание на индивидуальном уровне, то там по определению нет вандализма.

282
6
октябрь
2015

Позволю себе несколько замечаний к весьма отличному ответу коллеги - Яна Левченко.

Для начала необходимо различать два типа кладбищ - городское кладбище и сельский погост.

В первом случае, ограды появились, конечно же, уже в 19 веке. В замечательное время романтизации и героизации смерти. Архитектурные европейские мотивы (в том числе и в области мемориальной скульптуры), как и описал Ян Левченко, весьма быстро перенимались представителями российского дворянства. Поэтому на визуальных источниках этого времени (картинах художников - например, Савицкий К. «Панихида на 9-ый день» 1885 г., Голованов «Могила Гоголя» 1852 г., «Могила Ф.А.Гааза» неизвестный художник, начало 20-ого века) можно обнаружить оградки самых разных форм. Главным трендсеттером того времени было Введенское (немецкое) кладбище г. Москва откуда распространялись и перенимались модные веения в области культуры скорби и траура.

В это же время на сельских погостах царит совсем иная атмосфера - единственные "украшением" могилы остаются полотенца, кресты глобцы, домовины и т.д. Никаких кованных оград вплоть до 1900-ых годов практически не встречается (А. Саврасов, «Сельское кладбище», 1887 г. А. Корзухин «Поминки на деревенском кладбище» 1865 г., В. Прушковский «Приведение на кладбище», 1892 г.).

Главная причина такой разницы - ограды это дорого. Первые подобные заборчики - ограды на сельских погостах начинают появляться на стыке 19 и 20 века и изготавливают их из дерева. О чем свидетельствую фогографии этого времени. Например, (iz-article.ru). Как можно судить по этим источникам - практика эта весьма редкая.

Распространились ограды широко в 1920-ые и 1930-ые года. И связано это никак не с "борьбой за пространство" и неким "огораживанием от других". Это абсолютно точно. Для того что бы это понимать нужно просто быть знакомым с крестьянской "культурой" этого времени. Кладбище это главное место встречи для многочисленной родни - это центральная сельская символическая точка. Никакого деления и борьбы вокруг земли для захоронений в советской время не было, как нет и сейчас. "Деление" и "борьба за пространство" это явление городской погребальной культуры и то, начиная с 90-ых годов.

Объяснение с "фольклорной оптики" мне то же кажется не совсем состоятельным. Тут скорее механизм обратной связи - верования появились потому что появились оградки - в том числе представление о том, что надо или не надо закрывать дверцу на ограде "чтобы покойник гулял". Ведь в 19 веке никаких оград не было, а "пантеон" верований уже был сформирован. Или то что красят в голубой цвет ограды - причина в доступности краски и ее воровстве, начиная с 1950-ых годов. А сейчас это "инерция традиций".

Рациональных причин распространению и росту оград пока не находится. Изначально, как было уже сказано, это статусное копирование "моды" городских некрополей. Которая, в свою очередь, пришла через Введенское кладбище к нам из Европы. Что делает нас гораздо ближе к этом фокусе.

Это косвенно подтверждают данные респондентов (правда чуть более позднего периода - 50 годов) с которыми я работал: оградки специально варились в цехах заводов, где работал, например погибший; в столярных мастерских колхозов, а часто и вовсе крались со старых захоронений дворян. Ограды делали из старых кроватей, железок, балок и т.д. Для чего это делалось - никакого объяснения ни один респондент никогда не давал. Просто хотелось "чтобы раньше у дворян и как красивее".

Парадоксальным кажется лишь один момент, который также ставит под сомнение тезис об "огораживании пространства" - с каждым десятилетием, судя по визуальным источникам, ограды росли в своих размерах - причем эта тенденция заметна еще в 19 веке. То есть, огораживание, как процесс, происходило постепенно - с каждым годом ограды все больше и больше. И почему европейская традиция оградок остановилась на декоративном уровне, а у нас приобрела масштабы гипертрофии - вот тут уже есть над чем подумать.

Напоследок - оградка на кладбище в Норвегии, 1906 год.

(yandex.ru)

98
0
октябрь
2015

Внешнее устройство российских кладбищ, на мой взгляд, служит индикатором (признаком) внутреннего и достаточно глубокого индивидуализма, присущего жителям страны. Для каждого из них свои "два аршина земли" важнее общей эстетической гармонии среды, состоящей из многих, множества "двух аршин земли". Мое ближе и к телу и к уму. Учитывая, что кладбища и символически, и в плане культурных традиций обладают немалой значимостью, можно слегка усомниться в неизбывной общинности, присущей русскому народу, в универсальной "скрепе" (не путать со "склепом"), объединяющих всех по определению. Кладбища достаточно частный, но наглядный пример сказанного.

39
0
показать ещё 10 ответов
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта