Какую ценность с художественной точки зрения представляет поэзия Гребенщикова и Шевчука? Каково их место в русской поэзии?

526
2
0
18 октября
17:40
октябрь
2015

Начнем с того, что сама идея из авторской песни (не будем сейчас углубляться в тонкости жанров и поджанров — речь идёт о ситуации, когда слова, музыка и исполнение принадлежат одному автору и составляют единое цельное произведение) вычесть музыку и голос и оценивать результат вычитания отдельно — вызывает сомнения. Такие произведения искусства называются синкретическими (в отличие от синтетических, в которых соединены изначально независимые части), и их, так сказать, ингредиенты с самого начала предназначены для того, чтобы вариться в общем котле. Конечно, можно напечатать гребенщиковские тексты на бумаге, но адресатом такого издания будут исключительно слушатели песен «Аквариума» — подобно тому, как диск с особенно удачным саундтреком из добившегося особой популярности фильма предназначен всё же, главным образом, для поклонников фильма и вряд ли выдерживает сопоставление с обычными музыкальными альбомами.

Тем не менее, вопрос имеет смысл, если его несколько перестроить. Сделать это можно двумя способами.

1) Какую роль тексты Гребенщикова и Шевчука сыграли в развитии авторской песни, в её словесном аспекте?

2) Какое влияние эти тексты оказали на развитие современной русской поэзии, пусть даже сами они к ней, строго говоря, не принадлежат?

На оба эти вопроса есть ответы. Тексты Гребенщикова оказали — в основном, конечно, в 1980-90-е годы — большое воздействие на традицию русской авторской песни, значительно расширив поле её возможностей: с Гребенщиковым в авторскую песню вошла яркая и неожиданная образность, развернутые синтаксические построения, богатый интертекст, то есть укоренённость в мировую литературу и культуру, пусть даже и не вполне очевидная для многих слушателей (вряд ли способных, например, в тексте песни «Я не знаю, зачем ты вошла в этот дом...» увидеть отсылку к балладе английского классика XIX века Альфреда Теннисона о леди Годиве). В этот же период они стали важным импульсом для многих молодых слушателей в направлении поэзии, поскольку заметно отличались от тех стихов, с которыми предоставляла возможность знакомства школьная программа. Про тексты Шевчука нельзя сказать ни того, ни другого: ни существенного вклада в развитие словесной стороны авторской песни, ни существенного воздействия на молодых поэтов и читателей поэзии они не оказали. Это не значит, что тексты Шевчука «плохие»: для тех художественных задач, которые решаются в его песнях, они хорошие и уместные.

7
0
октябрь
2015

Ответить на этот вопрос: ценность поэзии этих бардов в том-то и том-то можно, но получится занудливо. Давайте, по другому, по прецеденту, так сказать. Сравним Гребенщикова с любимым им Александром Вертинским, чудесным поэтом "Серебряного века", одним из основоположников жанра. А Шевчука сравним, например, с шансонье-эмигрантом Петром Лещенко. Творчество этих деятелей столетней давности имеет огромную ценность. Так Вы с бльшим удовольствием будете читать и слушать: "Эта земля была нашей, пока мы не увязли в борьбе..." и "Что же будет с Родиной и с нами?.."

-11
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта