Откладывая в сторону богословские споры, следует, прежде всего, подчеркнуть, что, с точки зрения современной историчексой науки, говорить, что "ранние христиане верили в это" или "ранние христиане верили в то", в большинстве случаев не совсем корректно.
В первые века н.э. христианства как единого феномена не существало в принципе - было множество разрозненных течений, находящихся друг с другом зачастую в довольно сложных отношениях. Не было и единого корпуса канонических текстов. Поэтому, например, ссылки на канонические Евангелия как эталон "раннехристианской" мысли ошибочны - их статус до определённого момента не отличался от статуса "апокрифических".
Однако совершенно однозначно можно сказать, что многие христианские тексты первых веков явно не подразумевают идеи Троицы. Те из них, которые вошли впоследствии в канон, ретроспективно были истолкованы в соответствующем ключе уже после того, как учение о Троице стало нормой христианской догматики.
Троица-это всего лишь иносказательное определение трехмерного пространства в котором мы все обитаем и более ничего! То,как трактует это современная церковь нужно ей для обоснования божественного происхождения Христа.