Владимир Медведков
13 января 10:56.
156

Какова степень зависимости героев литературного произведения от воли его автора?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
4 ответа
Поделиться

Велика степень зависимости, чаще всего полная. Ведь автор создает героя.  Наделяет его внешностью, характером, умственными способностями, привычками.  Автор придумывает персонажу биографию, семью, друзей, работу. В его силах сделать героя богатым или бедным, счастливым семьянином или одиночкой . Кулинарные привычки, политические пристрастия, отношение к религии, да все мировозрение - дело рук автора. Порою писатель "списывает " героя с кого то из своих друзей,  иногда создает собирательный  образ, а иногда, случается и неосознано наделяет его собственными качествами характера.  Получается порою любопытно.  Мне в этом плане нравится сравнивать Бориса Акунина и его Фандорина. 

Но бывает, уже после создания персонаж выходит из под контроля, образно конечно.  Бывает даже начинает управлять автором.  Так Артур Конан Дойл "убил "" Шерлока в "Последнем деле Холмса ". Больно уж он ему надоел, да и себя Конан Дойл считал не детективщиком, а автором исторических романов.  Однако под напором возмущеных читателей  ( а по слухам и самой королевы ) был вынужден оживить его и терпеть дальше.  Сэр Артур Конан Дойл давно умер, а Шерлок живет, и чего с ним только не происходит.  Интересно, автор бы одобрил? 

Похожий пример Конан -варвар созданый Робертом Говардом в далеком 1932. С кого уж писатель срисовал героя неясно, но наделил его такой харизмой, что после его смерти цикл решено было продолжить.  Одно из лучших фэнтези 20 века продолжили Роберт Джордан, Пол Андерсон, Стив Перри, еще десятка полтора авторов.  Фильмы, комиксы, картины.  А все потому, что Говард создал очень интересный персонаж.  Чем самобытней, свободнее автор, тем харизматичней будет герой. 

9

Так кто же в таком случае автор для ЛГ - Хозяин, старший брат или просто попутчик?

0
Ответить

Порою старший брат, но чаще скорее хозяин.  Хотя нет, не хозяин, а родитель. 

0
Ответить
Ещё 4 комментария

А может, Вы подскажете, почему (или для чего) убил своего героя Альку "Сказка о военной тайне..." родитель Аркадий Гайдар?

0
Ответить

Очень давно читал, перечитаю попробую ответить.  Но, тут надо учитывать, что с психикой у Гайдара все сложно было. 

0
Ответить

Психику пока оставим в стороне.

0
Ответить

Вы подняли действительно очень интересную тему, спасибо.  Странная, порою страшная повесть на самом деле.  В детстве по другому читалось. 

0
Ответить
Прокомментировать

Герои в большинстве своём всецело зависят от автора, от его воли в том числе, автор сам решает, что будет с его героем напрямую направляя его, вкладывая так  сказать определённые решение в его разум, либо управляя всем вымышленным миром, однако так или иначе есть у этого ограничения. Автор, но в большинстве своём только хороший автор, способен чётко видеть. Это такие ограничения, как логика вымышленного мира, характер персонажа и другое. Они ограничивают свободу автора в том, что касается беспредельной власти над персонажем.
Возможно также, что автор не столько создаёт историю сколько рассказывает. Обычно это исторические произведения или истории, в которых за основу взяты реальные события или другие повествования, когда автор не может слишком далеко отойти от "правды".
(Допустим Диккенс, который рассказывал, что с ним будто говорят его персонажи. Он, если это правда будет относится к тому типу писателей, что подсознание само создает истории. Туда же пойдут и попытки рассказать в романе или иной форме свои сны.) Всё, что заключено в скобки можно считать апокрифом, ибо сам сомневаюсь в этом.
Вывод. Наверное всё зависит всё же больше от самого автора, насколько он хочет властвовать над своими персонажами.

1

Замечательно. А вот можно так сказать, что степень несвободы героев зависит от величины таланта автора? Т.е. чем автор талантливее, тем герои у него свободней и наоборот?

+1
Ответить

Я бы сказал, что автор высшего порядка вполне может будто отстранится от своего произведения, но мне кажется, что имеет место и особый характер творчества, то есть может существует два пути в одном случае автор "отпускает" своих героев, во втором "направляет", и тут вновь встает вопрос о таланте гении могут быть и в том и другом направления, но в первом случае у них пожалуй более развитое воображение, и по этой причине мне такие произведения кажутся реалистичнее и живее. По этому я думаю это вопрос больше воображения, чем таланта.

0
Ответить
Ещё 3 комментария

А Вы  воображение от таланта отделяете?

0
Ответить

Да, но граница, пожалуй, тонкая. Для меня талант - это возможность обличать истории в форму, то есть в сущности рассказывать их. Воображения же есть (дальше не очень научно) полёт мысли, а также возможность создавать новые сюжеты или преобразовывать готовые. 

+1
Ответить

Рассказ не может быть ни о чём. Воображение  позволяет наполнить рассказ и сюжетом, и содержанием, и прочими вещами. Поэтому для  меня воображение - одно из главных слагаемых таланта.

0
Ответить
Прокомментировать

Степень зависимости героя от его автора обычно связана с талантом автора. Многие герои давно переросли своих авторов и даже затмили их. Теперь их судьбой управляю разные другие люди, а сами герои влияют на миллионы людей.

0

А примеры можно привести, Борис?

+1
Ответить

Классический пример - Одиссей. Можно привести и помоложе, вроде Пиноккио или Бэтмена.

У меня сразу возникли претензии к содержанию вопроса. Его можно понимать как угодно. :)

0
Ответить
Ещё 5 комментариев

Герои теперь влияют на миллионы людей. Это бесспорно. А вот как понять - "теперь их судьбой управляют разные другие люди"? Вы имеете в виду, что старые герои переместились в новые произведения или что-то другое?

0
Ответить

И это тоже. Многие пожилые герои кочуют из одних произведений в другие.

Общественная мораль не стоит на месте. Многие концепции подвержены трансформации. Некоторые прошлые герои сейчас считаются негодяями. Мы вкладываем в произведения искусства больше смысла и значений, чем их авторы.

0
Ответить

"Мы вкладываем в произведения искусства больше смысла и значений, чем их авторы". Я бы не был так однозначен. Тут зависит и от произведения, и от "нас", и от времени (актуальности). Так что бывает по-разному.

0
Ответить

Да, "мы" - это время. Чем старше произведение, тем больше отличие в восприятии от его современников. Бывает очень по-разному. Поэтому нужно конкретизировать вопрос. ;)

0
Ответить

Как Вы воспринимаете "Метаморфозы" Апулея?

0
Ответить
Прокомментировать

Так зависит же от рода литературы. Существует 3 рода литературы - эпос, драма, лирика.

Дра́ма (греч. Δρα´μα) — один из родов литературы (наряду с лирикой,  эпосом, а также лироэпикой) . Отличается от других родов литературы  способом передачи сюжета — не посредством повествования или монолога, а  через диалоги персонажей. К драме так или иначе относится любое  литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том  числе комедия, трагедия, драма (как жанр) , фарс, водевиль и т. д.

Э́пос (др. -греч. έπος — слово — повествование) — поэмы о героях, возникающие на ранней стадии развития литературы.

Лирика (от греч. lýга — музыкальный инструмент, под аккомпанемент  которого исполнялись стихи, песни и т. д.) , один из трёх родов  художеств. литературы (наряду с эпосом и драмой) , в пределах которого  мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное  выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний  и пр. В лирическом образе через крупицу живого чувства (мысли,  переживания) поэта выражает себя всё извечное бытие, глубинные  социально-политические и духовно-исторические конфликты, напряжённые  философские и гражданские искания.

В той или иной степени формируется степень зависимости героев к воли автора относительно рода литературы.

Michael Aligerousотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
-2

Ну у Вас получилось, что зависимость порождается не волей автора а жанром произведения.

0
Ответить

И "жанром" тоже. Не совсем согласен с Michael Aligerous, но он отметил важные моменты. "Эпос" - это герои, уже существующие в нашем представлении. Мы ожидаем от них определённого поведения. Некоторые современные авторы отваживаются поставит традиционных героев на голову. "Лирика" - это обычно автопортрет, а "драма" - нравоучение.

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

Я не думаю, что герои эпоса уже заранее существуют в  нашем представлении. Они как раз и появляются в нашем сознании после знакомства с эпическими произведениями.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить