Виталий Клён
13 января 01:10.
5034

Правда ли, что математика в российском образовании «сильнее», чем в европейском?

Ответить
Ответить
Комментировать
4
Подписаться
1
6 ответов
Поделиться

Это довольно сложный вопрос, ответ на который зависит от критериев выборки достижений математических факультетов среди ведущих университетов мира. Мой поиск России в списках лучших программ (школ) среди математических факультетов мира привёл к нерадостному  результату. Наивысшее место России было в списке Академической Классификации Мировых Университетов в Математике (Academic Ranking of World Universities in Mathematics, 2015), составленном по Шанхайской Классификации (Shanghai Ranking). 

Шанхайский рейтинг по математике за 2015 год основан на двух критериях: награды за достижения в математике (например как медаль Филдса — «Нобелевская премия» по математике), и значимость исследований (например по результатам публикаций в высококлассных журналах). Считается, что этот список дaёт в целом точное представление о лучших программах (школах) по математике, но очевидно, что однозначным он являться не может.

50 лучших математических школ мира (2015)
1. Princeton University
2. Stanford University
3. Harvard University
4. University of California, Berkeley
5. Pierre and Marie Curie University (Paris VI)
6. King Abdulaziz University
7. University of Oxford
8. University of California Los Angeles (UCLA)
9. University of Cambridge
10. University of Paris-Sud (Paris XI)

20. Duke University

30. University of California San Diego
31. Moscow State University

40. Chinese University of Hong Kong

50. Harbin Institute of Technology

Так что ответ — НЕТ. Математика в Российском образовании НЕ "сильнее",чем в США, Франции, Саудовской Аравии, Англии, Швеции, Китае, Японии и Германии.  

24

Критерии не отображают действительность. В РФ студенты математики не идут в науку, отдавая предпочтение программированию, аналитике или физике, поэтому не получают различных премий. А те, кто собираются заниматься наукой, уезжают в западные университеты, тем самым повышая их рейтинг

-7
Ответить

Даниил, вы даже не знаете, что математические факультеты во всем мире выпускают не только "чистых" математиков, но и программистов и матфизов и специалистов по нейтронным сетям, теории распознавания образов, криптографии, фрактальной геометрии, теории игр и много много других интересных ветвей огромного дерева математики. И если студент в РФ стал после окончания вуза брокером на бирже, то это проблема этого студента и факультета, который он окончил. И такое встречается везде и в РФ, и в Китае и в США. Но если он, будучи математиком, стал физиком и добился успехов, то рейтинг его математического факультета вырастет автоматически. 

А в западные университеты именно потому уезжают, что образование там лучше. Вот список этих лучших и приведен в моем ответе.

Например во Франции (Университет Монтпельер ||), мне встречались математики (доктора наук) из России. Очень высококлассные специалисты именно в чистой математике. Их пригласили французы коллеги и в совместных публикациях они писали и имена материнских Российских вузов, откуда их нашли и пригласили. Вот именно они и такие как они и подняли рейтинг России до 31-го места. 

А ваш вывод: — "Критерии не отображают действительность" поражает своей логичностью и осведомленностью.

+13
Ответить

Ну так студенты, которые занимаются чистой математикой, уезжают в магистратуру или аспирантуру на запад и там получают различные награды. А в РФ люди идут в коммерческие компании, поэтому никаких наград у них и нет.

-8
Ответить

В России нет системы науки на сегодняшний день. Любые достижения происходят не благодаря, а вопреки сложившемуся положению вещей и основаны на личностях, а не на механизме работы научных институтов.
Скажем, что бы опубликовать статью в российском научном журнале категории ВАК необходимо отдать за это удовольствие в среднем 8 тысяч рублей. А от куда у преподавателя такие деньги при том, что, скажем, в Петербургском университете средняя заработная плата 30 тысяч рублей. Для того, иметь более приличный доход преподавателю необходимо трудоустраиваться на дополнительные места работы, что значительно увеличивает его нагрузку, а радикально его финансовое положение все равно не меняет. Плюсом идут 10 - 15 тысяч. НО, допустим, он смог с этих денег найти средства для публикации, но где теперь взять силы, когда каждый день с утра до глубокого вечера он где-то преподавал или что-то еще делал?
Это лишь небольшой пример, который, на мой взгляд, так или иначе характеризует состояние науки. Наука плохо развита, потому что желающих туда идти не так много. Безусловно, есть отдельные личности в российском сообществе, которые достигают больших результатов. Но ведь речь в вопросе шла именно о научной школе, наличие некой системности. А системности просто на просто нет. 

+13
Ответить
Ещё 12 комментариев

Да, в России невозможно нормально заниматься наукой, поэтому студенты, желающие ей заниматься, уезжают на запад, где и получают свои награды, цитирование и прочее. В вопросе речь шла о математическом образовании в сравнении с европейским. Российские школьники выигрывают олимпиады гораздо чаще европейских, российские студенты занимают места выше, чем европейские. Из этого следует, что европейское математическое образование хуже российского

-13
Ответить

Даниил Ключевский

Российские школьники выигрывают олимпиады гораздо чаще европейских, российские студенты занимают места выше, чем европейские.

Дайте ссылки со статистикой, а то так и будете минусы получать.

+6
Ответить

Пятисемиты не входят в список лучших? 

-3
Ответить

На этот раз не согласен с постом. Подобные рейтинги (Шанхайский и проч.) основаны на наукометрических показателях, и не позволяют судить о реальном качестве образования и математических знаниях, навыков, а тем более талантах. В западе это стандартный способ для зарабатывания славы и денег, относительно сухой и расчетливый. В России же математика - это состояние души. Русский профессор может 5 лет не публиковать статьи в журналах, но на одном дыхание въебать объяснение гипотез Римана, понятия дифференциальных топологий и другие сложные штуки. Да, он вряд ли заработает за жизнь много денег и будет пользоваться популярностью у бюрократического начальства. Но он будет Математиком. С большой буквы.

Вы знаете про математический институт им. Стеклова, про Перельмана? Думаете, на западе существует много людей способных доказать одну из проблем тысячелетия?

Вы посещали курсы независимого московского университета, может быть, хотя бы смотрели какие-то лекции? Сколько еще существует в мире подобных организаций, с ТАКИМ уровнем изложения математического материала и с таким уровнем закончивших его выпускников?

Вам вообще не стыдно сравнивать русское мат. образование со шведским или саудовской аравии и говорить еще, что оно не лучше ??? 

-7
Ответить

А почему бы не сравнить росмийскую матеиатическую школу с другой?) В Индии, Китае, Европе не все так плохо, мне кажется.

Да и нельзя сказать, что европейцы все такие бездуховные и работают только ради денег. Есть в научном сообществе и те, кто живет весьма скромно, отвергнутый массой и поглощенные исключительно наукой. Да и потом как вы в хорошем научном журнале опубликуете какую-нибудь хрень только ради своего заработка? Думаю, не все так просто:)

Потом, я тут решил посмотреть список , награжденных Филдсовской премией. И знаете, там довольно много россиян. Но так же там много немцев, бельгийцев, канадцев, иранцев, китайцев. А именно. С 1998 года 6 россиян, 6 французов, 2 британца, 2 иранца, 3 американца, 4 француза

0
Ответить

Если с 1994 года смотреть, то там 6 французов и 6 россиян. Мне кажется, это и есть ответ на вопрос. Безусловно, в России масса талантливых математиков, но их не так уж и мало в других странах.

0
Ответить

YA M

Не думал, что нужны будут ссылки, но вот школьники: imo-official.org

Со студентами можно ознакомиться по годам: org.uk

+1
Ответить

Со студентами вот: org.uk

0
Ответить

Сайт почему-то обрезает ссылку. http:// imc-math.org

0
Ответить

Ну в общем вы поняли

0
Ответить

Вот здесь мнение российского математика, преподающего в Швейцарии:

http://nashagazeta.ch/print/8294

+1
Ответить

Действительно хорошее, объективное интервью с фактами

0
Ответить
Прокомментировать

Очень тяжелый вопрос.Ответить на него с достаточной степенью надежности невозможно.Но я приведу некоторые свои размышления.

Математическое образование начинается со школы. Поэтому начну с международной олимпиады школьников по математике.

На этой олимпиаде можно получить Золото,Серебро,Бронзу.Мы рассчитаем среднюю результативность участия команды .Как ?Я линейно сложу количество полученных медалей,с коэффициентами на медаль каждого типа,и поделю это на число участников. 1 за золотую. 0,7 за серебреную. 0,5 за бронзу.

Итого первые 10 мест по результативности участия

1.КНР - 0.97 балла на участника

2.Россия 0.86 балла на участника

3.Cша 0.78 балла на участника

...

13. Германия 0.64

Далее сделаем несколько замечаний. Что влияет на результат участия в этой Олимпиаде. Я выделяю три фактора.Система школьного образования.Население в штуках.Богатcво.

Чем выше каждый из этих факторов тем и выше результат участия.Почему система образования очевидно.Почему население?чем больше население тем условно больше есть из чего выберать участников.Почему богатство?Вы можете назначить большие зарплаты учителям,создать более привлекательную жизнь для математиков в будущем чтобы стимулировать школьников идти в математику(или в нашем случае с Россией - обеспечить нормальное,не нищенское положение математиков).Богатство самый слабый фактор

1 место бедная КНР с очень большим населением.

2 место бедная Россию с маленьким по сравнению с двумя другими населением

3 место богатые США с большим населением.

Вывод.Cоединеные штаты за последнее время показывали результат в некоторой степени хуже чем Россия.Несмотря на большое население (в 2.25 раза больше чем у нас!!!!!)и очень большое экономическое преимущество они показывают результат такой же или даже немного худший чем бедная и с в разы меньшим населением Россия.Скорее всего,именно система школьного математического образования причина этого.

Хочу еще добавить аргумент .У нас огромные проблемы с демографией.Школьников мало.Вы посмотрите на демографическую пирамиду США,и на нашу(и плачте).И даже несмотря на это у нас все нормально с математикой.

Поэтому можно заключить что вероятно математика в Российских школах на порядок сильнее чем на Западе. Я думаю не нужно объяснять что США в математике сильнее чем европейские страны(хотя раньше это было совсем не так).

И еще один маленький аргумент для тех кто знает английский.Просто сравните сложность нашего профильного уровня егэ по математике  с Американским SAT Subject Test in Mathematics Level 2(аналог профиля).Просто сравните сложность .Особенно последние задания.(СПОЙЛЕР: их профиль это наша немного усложненная база)

Итого: Наше школьное математическое образование лучше.И возникает вопрос.Ведь именно эти школьники идут потом в университеты и там занимаются математикой.А школьники в ней у нас выходят сильнее.Можно ли вырастить из более слабых школьников математиков сильнее?Ответ:ДА

Но как измерить это?Почему эти американские рейтинги не подходят?они основаны на публикациях в научных журналах ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ. Тоесть ,если какой нибудь наш математик опубликует свое решение задачи тысячелетия() на русском языке без публикации на английском это совершено не засчитываеться в этих рейтингах тому университету в котором он работает. Объективно ли это?Совершено нет.Но кстати наши это понимают и начинают более менее публиковаться на английском . Масштабы этого к сожалению не впечатляющие.И еще ,все эти английские  журналы редактируют американцы .А американский народ достаточно патриотичен.Какое то это влияние это оказывает.Не думаю что оно большое ,но и не мизерное.

Поэтому к сожалению надежно оценить уровень подготовки в университетах не представляется возможным.

Главная проблема в нашей науке,образовании это не наши ученые,учителя.Это мерзость нашей власти.Как там."денег нет".У нашей науки и нашего образование просто нет денег.И все это к сожалению имеет очень плохие долгосрочные перспективы.В след за падением финансирования науки и образования пойдет их деградация .И все это очень печально

9
Прокомментировать

Если под словом "сильнее", вы имеете ввиду "пичкать тригонометрией с 8 класса и убивать за непоставленные скобки", то да - в РФ математика "разбей-башку". В Европе же, не делают упор на количестве знаний, но на их пользу в дальнейшем. 

Главный принцип Европейского (французского в частности) образования: "Зачем ученику тригонометрия, если он будет агрономом?". 

Да, здесь не стыдно уйти из старшей школы и сразу пойти работать в отель, аэропорт, такси, кафе, булочную, магазин и тд. 

Образование очень узкоспециализированное: за 2 года до окончания Lycée (Старшая школа, но в которой дают бакалавра), ты выбираешь направление: математика, культура, искусство, языки, биология, химия-физика, геополитика-история и много чего интересного.

Общий принцип таков: если ты хочешь быть математиком, то не загружай тригонометрией тех, кто хочет быть полицейскими, а иди в ВУЗ и учи там.

.

Вывод: в России - сильнее, в Европе - эффективнее.

Но выхлоп почему-то даёт Европейская система.

9

А как вы математический выхлоп измеряете?

0
Ответить

Общий уровень развития государства, технологий, разработок. Европейское  космическое агенство, которое в отличие от Роскосмоса запускает аппараты к другим планетам. Общий уровень знаний после 5,10 И более 

-1
Ответить
Ещё 5 комментариев

Это безусловно, но это инженерный и научно-технический прогресс. При чем здесь чистая математика и достижения в ней? 

-1
Ответить

Математика - царица наук, как нам говорили, и на ней строится и весь прогресс

+1
Ответить

Вас обманули. Прикладная математика подстраивается под наблюдаемые явления и прогресс для их более удобного описания и работы. То есть это следствие, а не причина. Чистая математика же всегда идет в стороне 

-1
Ответить

Как же меня могла обмануть учительница математики? Хм, странно

+1
Ответить

Открытия в науках и внедрение этих инноваций разные вещи. Внедрение технологий является следствием экономических причин,прежде всего конкуренции.Почему Российский интернет лучше Западного? Потому что отрасль интернета у нас конкурента .К сожалению это один очень редкий пример развитой конкуренции.На западе к удивлению в отралси интеренеет услуг малая конкуренция.Еще раз.

Создание инноваций и Внедрение их разные процессы. 

-1
Ответить

> и убивать за непоставленные скобки

Ну уж простите, скобка как бы определяет порядок действий. Так же удачно можно говорить "ой, ну что ребёнка убивать за то, что он окончания не ставит в словах?".

Хотя сейчас такое отношение к детям, они могут и +C в конце не ставить

-4
Ответить

Ага

+4
Ответить
Ещё 7 комментариев

Ответ здесь конечно неадекватно корректировать. 

А вот стандарт решения можно. Если учитель в школе задаёт такой формат, то его стоит придерживаться. Я бы даже сказал это воспитание навыков задавать единицы измерения в решении, что бы потом ученик решая например физику не кидался цифрами, а давал точный ответ. Очень часто об этом забывают в физике потом и просто пишут цифру, что неправильно по объективным причинам.

Вы можете говорить "ответ же правильный", но нет. Если есть система по которой требуется решать, то нужно придерживаться формата. Например:

Дано / Найти | СИ | Решение / Ответ.

И я говорил о скобках в выражениях. Скобки в выражении это важнейший элемент уравнения. Одна незакрытая скобка приводит к ошибкам. Или для вас 2*2+2=2*(2+2)?

Математика строга и её изучают не ради попадания в ответ. Буквально вас учат решать, а не находить ответ.

-3
Ответить

Вот именно, что в России учат решать по шаблону, а не искать ответ.

В нормально же системе образования, дают простор для способов решения. И не важно, как тебе удобнее- если ответ правильный, значит ты сделал все правильно

+1
Ответить

Не по шаблону, а по стандарту. Ибо если в науке вы даёте просто ответ, без мерности, то вы не дали ответ, вас спросили найти величину, а не число. И это в любой стране так. Ибо в науке есть системы мер, которые необходимо учитывать. Иногда вас просят дать ответ в определённой системе, тем самым вы переводите и можете конечно не писать меру.

> И не важно, как тебе удобнее- если ответ правильный, значит ты сделал все правильно

Нет, вы не правы. Ответ может совпадать с правильным (пройти проверку), но не факт, что вы продемонстрировали знания. Вы удачно можете площадь треугольника по клеточкам считать, и хейтить, почему вам ставят двойки. Ибо вы не понимаете цель курса математики. 

Ещё вы можете решить так, что например найдёте только один корень в степенном уравнении. Он пройдёт проверку, ответ правильный, но не полный.

В плане удобства... ну знаете, можно в коде вместо табуляции ставить три пробела, и что, если код работает никто не имеет права скорректировать такой подход?

Зачем все эти стандарты? Ибо в реальной жизни у вас нет решебника, и вы не знаете ответ. А иногда он может быть не один, и тем самым подстановкой проверить себя не удастся, придётся вносить решение на проверку другому. Либо ваша работа, если она командная, то должна быть понятна другим, а ваши гениальные подходы к оформлению решения никому не захочется разбирать, ибо это нерациональная трата времени.

Вы может сейчас возразите, ведь я раздул это из примера я задачкой начальной школы. Но ведь переучивать потом гораздо сложнее, чем научить сразу.

0
Ответить

Когда тебе придется считать площадь треугольника в жизни, ты можешь и по клеточкам считать и по синусам. 

0
Ответить

Это как сказать, что если если вам необходимо спросить дорогу у англичанина, можно и на пальцах объяснить, в контексте изучения английского языка. Я это к тому, что геометрия не учит вас находить площадь, она учит вас решать задачи определёнными методами. Считать по клеточкам это способ получить ответ, но не показатель знаний.

В образовательном курсе вы изучаете науку, а не лайфхаки. Практические задачи нужны для оттачивания понимания. Многие учителя забывают об этом, от чего ученики в школе не понимают, нафига они по сотне производных находят (ещё и по табличке тупо), ведь им это никак не поможет в жизни, хотя идея в этом та, что благодаря производной можно понять законы образованные прощением и его отношением (из банального физика), и как следствие двигаться в понимании мира дальше.

+1
Ответить

Я не спорю о стандартизации в мировой науке, но простым людям это зачем? Математики и так будут это учить в ВУЗе

0
Ответить

Ибо это показатель образованности. По факту вам не нужно даже знание того, что Земля шарообразная же. Но знание этого, и того, как это определяется, систематизируется вам нужно что бы быть образованным человеком.

Да и пустая в ВУЗ вам не говорят "забудьте всё что знали", есть необходимый минимум знаний, что бы двигаться дальше. Не поступать же на матфак с умением считать площадь по клеточкам.

0
Ответить
Прокомментировать

Не согласен с ответом Сюзанны. Подобные рейтинги (Шанхайский и проч.) основаны на наукометрических показателях, и не позволяют судить о реальном качестве образования и математических знаниях, навыков, а тем более талантах. Грубо говоря более низкий рейтинг говорит о том, что в России меньше публикаций, особенно в высокорейтинговых журналах. В западной науке подобные публикации - это стандартный способ для зарабатывания славы и денег, относительно сухой и расчетливый. Это черта западного менталитета, потому что без этого там просто не выжить. В России же математика - это состояние души. Русский профессор может 5 лет не публиковать статьи в журналах, но на одном дыхание въебать объяснение гипотезы Римана, понятие дифференциальной топологии и другие сложные штуки. Да, он вряд ли заработает за жизнь много денег и будет пользоваться популярностью у бюрократического начальства. Но он будет Математиком. С большой буквы.

Так как в России чистая математика - дело весьма неприбыльное, то в этой сфере остаются только настоящие фанатики и загорающиеся математикой люди. Наукометрией им не надо заниматься, а тем кому нужны деньги просто "уходят в бизнес" либо в другие более сытные виды деятельности. 

Например, вы знаете про математический институт им. Стеклова, про Перельмана? Думаете, на западе существует много людей способных доказать одну из проблем тысячелетия? 

Посмотрите курсы независимого московского университета, НМУ. Это своего рода русский математический Хогвартс. Возможно, во всем мире существует еще всего лишь несколько школ с таким же уровнем студентов, выпускников и преподавателей.

В общем, если говорить по сути, а не бумажным формам, то российское математическое образование по-прежнему одно из лучших в мире, и даже глупо сравнивать с арабскими или скандинавскими странами

Антон Климовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
5

Видно, что человек далёк от сферы математического образования. Об НМУ она, наверное, никогда и не слышала

-2
Ответить

Кстати, НМУ высоко котируется на 3ападе: "Диплом университета признают ведущие математические организации мира, такие как Математический институт им. В. А. Стеклова РАН и Гарвардский университет".

0
Ответить

Да, я знаю про котировку. Вообще выпускникам НМУ сразу стоит давать ряд математических премий и звание кандидата наук как минимум. Имхо 

0
Ответить
Ещё 2 комментария

Филдса и Абеля подойдёт? )

0
Ответить

Подойдет. Лишь бы не Шнобеля 

0
Ответить
Прокомментировать

Советское и постсоветское (насколько я знаю, этим переболели только балтийские страны) образование математикоцентричное. Детей не могут в рамках курса истории сводить в музей или расчленить жабу на биологии, но — но! — их будут пичкать 'царицей наук', запрещать пользоваться калькулятором и всерьёз думать, что кому-то нужно в рамках школьного курса учить логарифмы.

В остальном мире, насколько я знаю, учеников не насилуют этим. Как минимум, я могу сравнивать со своим двоюродным братом, который с 13 лет живёт в Испании и, соответственно, старшую школу заканчивал уже там. Его родители очень сильно негодовали по поводу того, что математики им дают недостаточно, зато напирают на гуманитарные

0

Согласен. Тут, в Европе, понимают что если ты будешь математиком, ты все равно будешь пользоваться калькулятором, для расчетов. И никто не заставляет считать в уме и засорять мозг

-1
Ответить

Я вообще не понимаю, нахрена 95% населения что-то глубже уравнений с двумя переменными и основ теории вероятностей и статистики давать в школах.

0
Ответить
Ещё 2 комментария

Большой Плюс,

И в Европе образование работает именно так. Хочешь быть математиком? Не усложняй другим жизнь, а учи логарифмы в вузе

0
Ответить

Тем более, что все то же самое приходится повторять на первом курсе, потому что в школе на это забивают

+1
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить