Андрей Говорун
10 января 15:12.
91

Откуда христиане взяли Святой Дух, если Иисус говорил только о Боге-Отце?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
3 ответа
Поделиться

Во-первых, Иисус говорил о Святом Духе: см., напр., Мф. 12:30-32, Мк. 3:28-30, Лк. 12:8-10. Вообще упоминание Святого Духа встречается в Новом Завете не менее 90 раз.

Во-вторых, Святой Дух фигурирует и в Ветхом Завете: см., напр., Пс. 50:12, Ис. 63:10-11.

7
0

Приведённые вами стихи - одни и те же слова Иисуса в изложении разных евангелистов. Но как церковь вывела, что упоминаемый Святой Дух - это не есть тот же Бог Отец, например, или любая другая трактовка (например просто святость духа человеческого, которую, насколько я понимаю, подразумевают в ВЗ под Святым Духом иудаисты), а отдельная ипостась триединого бога?

-2
Ответить

Во-первых, как и в формулировке вопроса, говоря об иудаизме, вы основываетесь на незнании. Руах ха-Кодеш никак не подразумевает человеческий дух. Это Дух Божий. Во-вторых, про 90 раз вы решили проигнорировать. А если бы не проигнорировали, то узнали бы, как что церковь вывела. См., напр.: Ин. 15:25-26, 14: 16, 26, 3:5-6; Рим. 8:9, Деян. 5:3-4 и мн. др.

+2
Ответить
Ещё 2 комментария

Да, я вижу, спасибо. Упоминаний Духа много. Я так понимаю, что везде, где есть слово "дух" подразумевается Святой Дух - ипостась триединого Бога. Но если смотреть на текст, не имея в арсенале этой концепции, то по каждому конкретному стиху, где есть слово "дух" вполне возможны и другие трактовки, Святого Духа не подразумевающие. Вот я и хочу понять. Святой Дух, как ипостась триединого Бога, подразумевался Иисусом, либо уже теми, кто писал библию, либо концепцию о нём составили уже после, только опираясь на текст, найдя наилучшую с точки зрения толкователей интерпритацию? Было ли представление о Троице таким, какое оно есть (за исключением ересей) всегда таким, каким знаем его мы?

В ветхом завете чётко разделены понятия Бога, и Святого Духа? 

0
Ответить

Математической однозначности в тексте писания, конечно, нет. Толкуют его по-разному, вопрос в принципах толкования, в самих подходах. Христиане исходят из опыта апостолов, а потом из соборного опыта церкви - мистического, молитвенного, интеллектуального, мученического и т.д.

+2
Ответить
Прокомментировать

Есть мнение, что взяли из неоплатонизма, который в начале новой эры был чрезвычайно популярен и оказал на христианство огромное влияние (а некоторое время с ним соперничал). Источником можно назвать идею эманации. 

Если очень грубо, эманация (истечение, распространение) это своего рода способ формирования вселенной у Плотина: Единое (первоначало, первосущность) порождает Ум, который, в свою очередь, порождает Мировую душу, которая порождает материю. Процесс такого ступенчатого порождения-истечения есть и процесс деградации от всеблагого абсолюта (Единого) к мертвой материи. 

Конечно, для христианской догматики представление о таком ступенчатом творении было неприемлемо, так как здесь все сущее сотворено богом. Но идея "снисхождения" Святого Духа, в особенности в Восточном богословии (филиокве ломает эту стройную схему) выглядит очень изящно, демонстрируя взаимосвязь Отца и Cына через "истечение" благодати. 

9
-5
Прокомментировать

В учении Христа Божий Дух или Святой Дух занимает важнейшее место - Сам Господь появился в мир благодаря зачатию Девы Марии от Святого Духа. И в последствии всей Своей жизни и служения Он руководствоваться водительством Святого Духа. Кстати говоря слово Христос это не совсем имя, а статус, который переводится как "Помазанник" - помазанный помазанием Святого Духа, прошу прощения за тавтологию.

Соответственно христиане тоже должны быть помазанниками того же Самого Святого Духа.

Ин 3:5-8: "Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа."

Рим 8:5-9: "Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его."

Кто Духа Христова не имеет тот и не Его (с)

4
0

Да, но слова о жизни по плоти, и по духу можно легко интерпретировать не как свидетельство о Святом Духе, а просто как описание двух разных образов жизни с разными приоритетами. Также "рождённый от плоти есть плоть, а рождённый от духа есть дух" - это про две разноматериальные плоскости бытия - тело от родителей, дух от духа, или я ошибаюсь? Дух дишит, где хочет - о том, что для духа, не Святого, а любого, не действуют материальные законы. "Если только Дух Божий живёт в вас" - в смысле, он может жить, а может не жить? Что с теми, в ком его нет? Это не то же ли самое, что "если вы люди вообще"? Дух Христов - это то же самое, что Святой Дух, или нет? Короче, я не вижу эти цитаты, как что-то однозначное по этому вопросу.

И, собственно, на вопрос вы так и не ответили - как и когда церковь пришла ко всему этому? Иисус говорил о непорочном зачатии матери от Святого Духа, или это как-то открылось потом?

0
Ответить

Очень много нужно писать потому что вы подняли очень много вопросов, а мне на телефоне это делать не очень удобно. Да, можно иметь Дух Святой (и нужно) и тогда ты являешься спасенным возрожденным и способным жить по духу и не иметь Его и тогда двери закрыты.

Приведу другие высказывания Самого Христа по теме:

Мат 28:19: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа,"

Мар 3:29: "но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению."

+1
Ответить

Лук 11:13: "Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него."

Ин 20:22-23: "Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся."

+1
Ответить
Ещё 1 комментарий

Ин 7:39: "Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен."

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить