Возможно ли существование новой технологически развитой светской цивилизации без внутреннего финансового оборота (денег)?

4263
18
4
17 октября
00:42
октябрь
2015

Если рассматривать человека с позиций биологии, то у него есть три основных мотива – есть, размножаться, доминировать. Это основные источники энергии. Сознание перенаправляет эти внутренние импульсы. А.Н. Леонтьев (советский психолог) говорил, что у человека, в отличие от животных, мотив и цель разведены. То есть, животное хочет есть и поэтому начинает охотиться, а человек, чтобы есть, идет на завод и делает гвозди (мотив – еда, цель – создание гвоздей). Сознание позволяет перебросить мостик с мотива на эту неочевидную (для животного) цель, то есть, в отличие от животных, мы намного дальше планируем. Тот же Леонтьев описывает механизм сдвига мотива на цель (своеобразная обманка для мозга) – это когда деятельность сама становится мотивом (например, человек сначала воспринимает работу как способ заработка, а потом научается получать удовольствие от самой работы, - например, испытывает удовольствие, закончив какой-то серьезный проект). Благодаря этому механизму человек стремится заниматься тем, что у него получается лучше всего, поскольку результат такой деятельности сам по себе, со временем, начинает играть роль мотива. Если убрать деньги и сделать доступными для всех все материальные блага, то останется мотив доминирования. Если быть общественно полезным (добиваться успеха в этом) станет важным и это будет цениться обществом (в том числе, и девушки, например, будут больше любить именно таких – что подключит мотив размножения), то, в общем-то, можно обойтись и без денег.

Другое дело, что люди всегда придумают себе какое-то новое неравенство. Предлагаю мысленный эксперимент: представьте, что Вы живете в обществе без денег и собираетесь отдать ребенка в начальную школу, при этом зная, что в одной из них работает учитель, который лучше и талантливее остальных… Вы, вероятно, захотите отдать ребенка именно к нему, но другие, ведь, тоже захотят. Значит, надо будет как-нибудь купить это место (необязательно деньгами). В итоге неравенство будет, в том или ином виде. Уберите его – и исчезнет стимул для развития.

43
1
октябрь
2015

Без денег в понимании бумажек (валюты) - вполне. Собственно, раньше так и было. Но без денег в понимании товара - нет. Чтобы получить что-то, нужно дать что-то. Это принцип существования общества. Носить с собой бумажки или карточку куда удобнее, чем шкуру медведя, соль, золото и другие товары относительно естественного происхождения, потому и придумали "деньги". До денег был прямой бартер - обмен товарами и услугами.

12
0
ноябрь
2015

Антону Ткачёву: в свободном от денег обществе учитель просто выберет себе учеников, которых ему интересно учить и вам придется поискать себе учителя, которому интересен именно ваш ребёнок.

Так что этот пример не доказывает необходимость эквивалента денег.

8
6
показать ещё 16 ответов
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта