Артём Лопаткин
декабрь 2018.
59

Лермонтов, Пушкин, Толстой, Джек Лондон - анархисты?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
1
1 ответ
Поделиться
Ответ партнёра TheQuestion

Нет, нет, да, нет.

В случае с Пушкиным и Лермонтовым надо сначала уточнить, что в России XIX века историософия и политическая мысль были практически нераздельны, а потому любой разговор об истории неизбежно перетекал в разговор о судьбах России, и наоборот, политические дискуссии так или иначе втягивали в себя исторические события в качестве аргумента или жупела. Политическое, историческое и государственное развитие шли в сознании современников рука об руку, и мне трудно представить, что в таком контексте у кого-то могла возникнуть мысль, что можно жить без государства.

Взгляды Пушкина формировались в контексте Просвещения, французской революции, войны 1812 года, декабристов, греческого восстания, польского восстания. Считается, что по молодости он был весь из себя бунтарь, а после 1830 года остепенился и оконсервативел. Обычно в пример приводят "Клеветникам России" и знаменитое письмо Чаадаеву от 1836 года ("клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал"). Что, пожалуй, будет упрощением — от умеренно либеральных и прогрессистских воззрений Пушкин не отказывался — однако, как видите, государство как идея тут присутствует абсолютно везде. 

Можно, конечно, трактовать "Медного всадника" как критику государства в принципе или, скажем, увидеть анархизм в поздней пушкинской мечте об уединённой тихой семейной жизни, но это всё будет большой и необоснованной натяжкой. Любопытно, впрочем, что у Пушкина в библиотеке стоял художественный роман Уильяма Годвина, но неизвестно, читал ли он у первого анархиста-теоретика что-либо ещё.

О политических взглядах Лермонтова говорить сложно; я не уверен, что они у него вообще успели как-то особенно сформироваться и выйти за пределы Гегеля и околоромантической проблематики. Так что тоже нет.

Анархистские и пацифистские взгляды Толстого, встречавшегося с Прудоном, хорошо известны и задокументированы. Они видны ещё в "Севастопольских рассказах", где Толстой говорит о бессмысленности войны и предлагает в качестве мысленного эксперимента заменить бой между странами дуэлью двух человек. Собственно, эта связка государство=насилие=война пройдёт через всё его творчество и дальше, и Толстой противопоставит ей анархизм, радикальное христианство и пацифизм. 

Иначе говоря, силлогизм тут очень простой.

1. Насилие невозможно

2. Государство = насилие (см. "Воскресение" и "После бала")

3. Государство невозможно.

См. Толстой "Суеверие государства";

Андрей Зорин "Толстой и свобода"

Дискуссия на colta.ru

Джек Лондон, насколько я знаю, был рьяным социалистом. К анархистам он по-человечески относился с симпатией (так же, как к беднякам, проституткам и бродягам), но "без малейшей симпатии — к анархистской философии; она диаметрально противоположна социализму. Мы утверждаем всеобщий закон, а анархисты - за упразднение всех законов".

https://anarcranks.wordpress.com/about/london-on-anarchism/

2
0
Прокомментировать
Ответить