Ответ на этот вопрос невозможно найти на официальных сайтах Гарварда или Стэнфорда. Более того, в такой формулировке очень сложно найти письменное подтверждение этому явлению даже в российских вузах, хотя нам достоверно известно, что преподаватели российских образовательных учреждений отмечают на лекциях присутствующих, часто отмечают активных студентов.
Практика отмечать посещаемость и активность студентов зависит исключительно от преподавателя. Пожалуй, единственным существенным отличием российской и западной систем является то, что от посещаемости, скорее всего, ваша финальная оценка не пострадает. Довольно часто в начале семестра преподаватель озвучивает или рассылает информацию о том, из каких частей будет складываться ваша оценка (домашняя работа, промежуточные тестирования) и может включить в качестве одного из критериев посещаемость лекций.
Также в Гарварде, например, имеется довольно частая практика, когда присутствующие расписываются в листе посещаемости, который пускается по аудитории. Это позволяет сэкономить время, особенно если на лекции присутствует значительное число студентов.
У многих преподавателей есть ассистенты (по аналогии с нашими старостами), которые отмечают студентов.
Таким образом, каждый профессор решает самостоятельно, отмечать или не отмечать студентов. Пожалуй, в большинстве случаев значение будет играть именно степень участия в занятии, т.е. насколько студент вовлечен в процесс, а также о каком курсе и образовании идет речь (бакалавриат, магистратура, докторантура). К тому не всегда есть необходимость проводить «перекличку»: часто (особенно на необязательных курсах minor) количество студентов очень мало, поэтому преподаватель всегда заметит отсутствующие или наоборот новые лица.