Павел Петерсон
декабрь 2018.
7308

Каково слушать музыку на виниловых пластинках: сильно ли они уступают по качеству нынешнему звуку, какое ограничение по громкости, как реализовано звучание ударных?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
0
5 ответов
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Слушать очень приятно, особенно если вы слушаете хорошие пластинки в хорошем состоянии и на хорошей аппаратуре. И ударные хорошо звучат и громкость можно выкрутить высокую. Сразу скажу, что не очень удобно каждые минут 15 вставать и переворачивать диск, а потом снимать диск, возвращать его в конверт, доставать второй, слушать и снова переворачивать. Не всегда выдаётся спокойный вечерок, когда будет настроение на эту "чайную церемонию". Ритм жизни сейчас другой. Знаю людей, которые через полгода после покупки продают свою аппаратуру из-за того, что наигрались с этим. Это ещё довольно дорогое удовольствие, не факт, что вы быстро найдёте и купите нужную вам пластинку и не факт, что вы остановитесь на базовом проигрывателе. Я потратил ~ 30 000 на свой первый японский Technics SL-1200 с фонокорректором. Мне понравилось, но затем я купил фонокорректор получше и подороже, его пришлось долго ждать из Америки. А потом мне захотелось купить новую продвинутую иглу с картриджем Nagaoka из Японии, а ещё захотелось пластинок хороших и редких, а всё это стоит денег. В итоге, я с трудом себя остановил, чтобы не тратить слишком много ради удовольствия. А ещё вам захочется купить хорошие щёточки для снятия пыли и статики, всякие пузырковые уровни для точного выравнивания вертака по горизонтали. По факту, сейчас я очень редко достаю пластинки и включаю проигрыватель. Не легко правильно всё выставить, выровнять, настроить иглу, её вылет и азимут, легче настроить силу прижима иглы и антискейтинг. Если вы любите музыку и качество, вы потратите много времени и денег, а потом, возможно, продолжите слушать музыку в практичных и удобных цифровых форматах, где легко перключить трек, поставить другой альбом и т.д.

Качество звучания сильно зависит от качества вашей аппаратуры и пластинок. От проигрывателя, иглы, картриджа (звукоснимателя), фонокорректора. На качество может повлиять пыль и статическое электричество на пластинках, неправильная настройка кучи параметров или кривой стол. Также громкая музыка из колонок может дубасить по проигрывателю и вносить искажения. Объективно по соотношению сигнал/шум, разделению каналов и нелинейным искажениям цифра уделывает винил. Но всё равно винил слушать приятно. Особенно приятно распечатать новую пластинку, которую вы долго ждали, держать в руках, чувствовать запах и много всяких мелочей. Но это больше эстетическое удовольствие, чем высокая точность воспроизведения с винила. При прочих равных, стереосистема с хорошим виниловым проигрывателем, вам обойдётся дороже, чем с хорошим цифровым. И с цифровым проигрывателем вы не будете так церемониться, сдувать пылинки и т.д. Пластинки тоже требуют очень бережного обращения в отличии от хайрез-файлов или CD/DVD/SA-CD дисков.

UPD

Попробуйте, послушать мою тестовую запись. Звук с иглы был усилен фонокорректором и оцифрован на микшере Yamaha в 16 bit/48 000 KHz, больше не имело смысла, т.к. мой картридж с иглой Shure выдают от 20 до 18 000 Hz. Винил 180 грамм, новый британский. Даже на нём слышен песочек, но не от пыли, это скорее статика. Видео снято на фотоаппарат без звука, звук с микшера. Разумеется, что-то пропадёт из-за конвертации Ютуба, но примерное понимание, как звучат ударные и сам винил это вам даст. 

www.youtube.com/embed/CYSy2XxgZZc?wmode=opaque

Вот ещё вам для оценки, очень аккуратно и качественно снятое тестовое видео с хорошими пластинками, иглами и разным звуковым материалом:

www.youtube.com/embed/6y_qcyz8v84?wmode=opaque

13
0
Прокомментировать

Главные недостатки винила на мой взгляд - очень быстро изнашивается (в детстве мечтал послушать Pink Floyd без "песочка", это такой шорох при воспроизведении пластинки, если кто не в курсе), дорого стоит и нельзя записать больше 25 минут музыки на одну сторону (да, пластинку нужно еще и переворачивать!). Все остальное, по-моему, это уже аудиофильская вкусовщина. Аппаратура у всех разная, слух разный, поэтому здесь сколько людей, столько и мнений.

6
0

>> в детстве мечтал послушать Pink Floyd без "песочка"

Никогда не поздно! Скачайте MP3 на "Apple music", вставьте в уши любимые эроподзы и наслаждайтесь тишиной в паузах. Только не удивляйтесь, что Пинк Флойд звучит совсем не так как в детстве, хотя, вроде, и голоса те же, и ноты играют те же на тех же инструментах. Зато ничего переворачивать не надо...

+2
Ответить

Def Leppard "Hysteria" (1987) - 62 минуты и 52 секунды

+1
Ответить
Прокомментировать

Единственная пластинка, которую я оставил это "Islands"  King  Crimson. Тот винил, мне показалось, выигрывает, по сравнению с  "цифрой".  Но в целом - нет .  Да,  есть много разговоров о "теплом,  ламповом" звуке, "мягких басах" итп,  но вот недавно в цатый раз  пересмотрел Стенку в еще =более лудшей=  редакции, и обнаружил, что звук  Гатри мне больше нравится чем оригинал. И цитату про то, что дело не в  форматах музыки.

"Всякий раз, когда у меня были лишние деньги, я   тратил их на виниловые пластинки. Я садился перед двумя колонками, и   музыка пронзала меня. И я, замерев, слушал ее многие, многие часы. Я   думал `как они это делают?` Так люди больше музыку не слушают. У них  нет  на это времени, они не могут сосредоточиться." (с) Джеймс Гатри  (James Guthrie)
Премия Грэмми 2016 г номинация Лучший альбом с объёмным звучанием
Amused to Death.

5
0

Единственная пластинка, которую я оставил это "Islands"  King Crimson. Тот винил, мне показалось, выигрывает оч. сильно, по сравнению с "цифрой". Но в целом - нет .  Да,  есть много разговоров о "теплом, ламповом" звуке, "мягких басах" итп,  но вот недавно в цатый раз пересмотрел Стенку в еще более лудшей редакции, и обнаружил, что звук Гатри мне больше нравится чем оригинал. И цитату про то, что дело не в форматах музыки.

"Всякий раз, когда у меня были лишние деньги, я  тратил их на виниловые пластинки. Я садился перед двумя колонками, и  музыка пронзала меня. И я, замерев, слушал ее многие, многие часы. Я  думал `как они это делают?` Так люди больше музыку не слушают. У них нет  на это времени, они не могут сосредоточиться." (с) Джеймс Гатри (James Guthrie)
Премия Грэмми 2016 г номинация Лучший альбом с объёмным звучанием
Amused to Death.

0
Ответить

Сразу вижу меломана.) Я переболел аудиофильством и вернулся в ряды меломанов. С винилом и муторно,и затратно. Эта вечная борьба с пылью.) Они занимают много места,дороговаты,каталог не насыщен по сравнению с компакт дисками,да и вообще с интернетом.) Опять вернулся в мир CD.)

+2
Ответить
Ещё 1 комментарий

В своё время на хабре перечитал кучу срачей =аналог vs цифра= . Кровавая бойня тех. характеристик, беспощадная война электротехники, безжалостная борьба имхи , и ничего в результате. Музыка или есть или её нет. К примеру. Последний Brain Eno Reflection он прекрасно слушается и в машине. Всё "летает" и в mp3. А если музыка - мммм.. "плохая", то её никакой формат не спасёт.

+1
Ответить

Да, действительно, меломаны любят говорить про любимую музыку, а аудифилы про любимую аппаратуру :-)

+3
Ответить

Очень точно подмечено! +

+1
Ответить

Хорошую музыку формат может испортить. Плохой - да, ничего не поможет.

0
Ответить

Тру классик меломаны умудряются слушать музыку по телевизору 1х1 :)

+1
Ответить
Прокомментировать

Музыку на виниле слушать хорошо. Из-за отсутствия цифровых артефактов в звуке, звучание винила более прозрачное. Мозг человека легко отстраивается от "песочка", примерно как треск костра не мешает разговору, чего не скажешь об искажениях и помехах на цифровых носителях, сопровождающих сигнал.

Поясню. В аналоговой записи (на виниле или магнитофоне) - искажения растут с ростом сигнала, тогда как в цифровой записи они растут с уменьшением его уровня. Это происходит из-за того, что сигнал кодируется меньшим количеством цифровых "ступенек". При этом, в тихих местах звук становится "шепелявым" - чистые звуки инструментов и исполнителей сопровождаются синхронизированным с ними шумом (т.н. шумом квантования), который не связан с сигналом гармоническим рядом. Этот эффект приводит к тому, что не только тихие звуки, но и послезвучие и реверберационные "хвосты" громких инструментов звучат грязно и некрасиво. А ведь именно они придают звучанию "живость" и "прозрачность".

Что касается ударных (а также скрипки и фортепиано) - инструментов весьма требовательных к хорошей передаче импульсной составляющей - винил не хуже цифры. Последним нововведением в области механической звукозаписи была технология DMM - direct metal mastering, при которой программа нарезалась на металлическую заготовку, а не на лаковую, что позволяло точнее записать нюансы звучания. Применение эллиптических игл позволяет "выжать" из системы пластинка-игла диапазон частот гораздо бОльший, чем из системы CD-DA, который, как известно ограничен теоремой Котельникова.

Замечу, что всё это можно услышать только на качественной аппаратуре. Для ежедневного прослушивания (в транспорте или в машине, да и дома) цифровые носители гораздо удобнее - нажал кнопку и заиграло.

Вот такая "аудиофильская вкусовщина".

7
-4

Только ради ностальгического "песочка" и слушаю...

0
Ответить

Вы музыку попробуйте послушать.

-1
Ответить

Вот тут винилофилию разделывают под орех с выкладками и циферками. http://lurkmore.co/index.php?title=%D0%A1%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F%3ASearch&search=%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BB&go=%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B8

При этом безусловно эстетическая составляющая важна, кто бы спорил. Пластинка - берешь в руку, маешь вещь. Ну и к кассетам это относится тоже.

0
Ответить

Лурк - это истина в последней инстанции, доо. И кстати, что-то я там никаких выкладок не заметил, кроме парочки вырванных из контекста цифр в потоке кривляния в стиле "винил слушают - вот дураки!" Посмотрите, у меня выкладки в одном из комментариев ниже. Там "на пальцах", без пресловутого лурковского "матана" приведены конкретные цифры по теме.

Винил уходит в историю - CD в определенном смысле оказался качественнее и, что, важнее для потребителей - удобнее. CD тоже уже история - не входит в айфон, да и его качество для большинства современных слушателей избыточно. MP3 с дерьмовым битрейтом с "Apple music" через эрподзы всех устраивают более чем. А винил, между тем остаётся самым качественным бытовым источником музыки.

-1
Ответить
Прокомментировать

Сейчас слушать винил нет никакого смысла, если нет аудиофильских наркозависимостей))) Звук ничем не лучше, искажений больше, если конечно не сравнивать с мр3 кодированном на 32Кб/с. 

Плюс многое зависит от техники на которой слушается и конкретного человека. Как-то проверяли на дорогом измерительном генераторе верхнюю частоту слышимости звуков в нашей лаборатории. Так 16кГц услышал только один человек, остальные слышали в районе 12-14кГц, что соответствует характеристикам кассетных магнитофонов 2-3 класса))

7
-5

Родились вы ,ребята, не во время господствования лонгплэя. Все ваши отзывы о звучании винила необъективны лишь только потому, что вы с измальства сидите на цифре и дистанционном управлении аппаратурой. Вы не можете в полной мере оценить достоинства винила,потому,что у вас ни аппаратуры HIFI END нет,ни пластинок от первоисточника нет. Если вы осведомлены о работе звукозаписывающих студий,то вам должно быть известно,что наиболее продвинутые рок - команды стали большее внимание уделять именно аналоговой записи своих альбомов. А это немаловажный показатель в плане оценки качества звучания цифры и синусоиды. Аналоговый звук - это живой звук, а цифра - это просто удобно в пользовании и в экономии воздушного пространства вашей комнаты,не более.Вы просто возьмите и прослушайте LIVE альбомы тех же Deep Purple "Made in Japane" Original Press и оцифрованную версию на CD и все сомнения сами по себе отпадут.Удачи Вам,молодёжь,слушайте винил,ешьте овощи с грядки, а фрукты с ветки дерева,занимайтесь сексом без презерватива и вы прочувствуете,что лучше. Привет!!!

0
Ответить

Типичный способ срубить денег на "теплом" ламповом, т.е. виниловом звуке))

Эти ваши команды сразу альбомы на пластинку пишут, без сведения и обработок наверное?)))

Ну и аппаратуры HIFI END точно ни у кого нет)) Есть или HI-FI или HI END, причем у последнего нет даже стандарта которому он должен соответствовать))) Так, наклейка на корпус от изготовителя. Вроде кабеля от розетки за 200 тысяч))

+2
Ответить
Ещё 1 комментарий

Типичный способ срубить денег - это торговля MP3 дерьмого качества всякими "Apple music" по доллару за песню. Хотя, если слушать через эроподзы или в машине сквозь шум дороги, то вполне себе "тсыкает" и даже, типа, "бумкает".

А что касается сведения и обработки - то на студийную аппаратуру тоже стандарта нет. И стоит она дорого без всяких позолоченых "кабелей от розетки за 200 тысяч". И, к слову, звук с неё Вам бы не понравился - он "сухой" и "нейтральный", ничего общего с бытовым "хифи" и "хиендом" не имеющий.

-1
Ответить

Если Вам нравится слушать звуковой генератор - слушайте его. Диапазона частот кассетного магнитофона было бы достаточно для качественного воспроизведения, если бы не одно "но" - динамический диапазон сильно ограничен снизу шумами ленты.

Как говорил Михайл Жванецкий, "Обсуждать вкус устриц надо с тем, кто их ел".

Если у Вас будет возможность найти и сравнить винил "Carmina Burana", записанный на Telarc в 1981 году и его переиздание на CD от того же Telarc, у Вас все вопросы отпадут. Там даже весь альбом слушать не надо, достаточно первых 3-х минут. После мощного оркестрового вступления, которое звучит по большей части одинаково и там и там, вступает хор полушёпотом. Так вот, этот хор на CD звучит шепеляво (теряется в собственных шумах квантования) и исполнители хаотично перемещаются по стереобазе, а с пластинки - весьма отчётливо, с уверенной локализацией неподвижных исполнителей на стереобазе. И то и другое издание выпущены с одной и той же мастер-ленты.

Далее, найдите и послушайте на виниле сюиту Чайковского "1812", записанную тем же Telarc в 1979 году с настоящими пушками 19-го века. Потом посмотрите на пластинку и Вы увидите как "выглядят" эти пушки на виниле, когда канавка делает изгиб миллиметра два шириной, от которого вздрагивают стены и дребезжат стёкла. А на фирменном CD от Telarc эти же пушки звучат как хлопок стартового пистолета, ну "не помещаются" эти пушки в 16 с небольшим тысяч ступенек системы CD-DA.

+4
Ответить

А почему Вы всегда сравниваете с аудио СД? Есть и другие носители и форматы, тот же flac. Формат аудио СД уже тоже устарел.

+2
Ответить
Ещё 5 комментариев

А чем принципиально FLAС отличается от кодирования CD-DA? Можно, конечно, цифрами поразмахивать.

Сначала рассмотрим устареший CD-DA. В стандарте CD-DA принято 16-битное ИКМ-кодирование с частотой дискретизации 44,1 кГц. В далёком 1980 году, когда инженеры Sony и Phillips чесали репу, этого считалось более чем достаточно для высококачественного звука. Теоретически всё выглядит чудесно - диапазон 0-22кГц (по теореме Котельникова), динамический диапазон (от самого громкого звука 16383 до самого тихого 1) около 98 дб. Что получили на практике. Самые громкие звуки нельзя закодировать значением выше 16383, музыкальная программа - не синусоида с генератора, в ней есть выбросы, возвышающиеся над средним уровнем от 10 дБ (для "туц-тац") до 20-25 дБ (для классической музыки), но которые должны обязательно поместиться в эти 16 тысяч ступенек, ибо, если превысить, то искажения будут чудовищные. Отнимаем эти 20 дБ от "теоретических" 98 дБ, осталось 78. Далее, для качественной записи тихих мест нужно, чтобы они были закодированы некоторым минимальным количеством бит. Термин "восьмибитная музыка" слышали, та самая которая в компьютерных играх 80-х годов прошлого века? Качественная? Нет, но, для тихих мест с пивом потянет - кто там прислушиваться будет? То есть, оставляем для тихих мест 8 бит. Динамический диапазон для 8 бит - 48 дБ. Отнимаем от оставшихся 78 ещё 48. Осталось 30, ну 40 для "попсы". То есть реальный динамический диапазон системы CD-DA - 30-40 дБ! Для сравнения - у кассетного магнитофона 3-го класса - 40-45 дБ, у винила - 50-55дБ (и то и другое ограничено снизу шумами носителя, сверху искажениями). А у CD - это обусловлено физикой и математикой носителя и улучшением аппаратуры не убирается!

Вы мне скажете, вернее, уже сказали, но ведь за окном XXI век - есть FLAC - 24 бита, 192 кГц дискретизация - теперь-то точно винил мёртв! Фигушки!

Начну с конца - 192 кГц - это как мегапиксели в фотоаппарате - от их количества качество картинки не улучшается. Зато требуется больше памяти для хранения и цифру большую можно написать. 44,1 кГц - хватает с запасом, всё равно больше чем 12-14 кГц люди не слышат. Зато, 192 кГц отфильтровать легче - экономия производителям аппаратуры на выходном фильтре ЦАПа (цифро-аналогового преобразователя).

Далее, 24 бита. Динамический диапазон считать лень - точно больше 150 децибел! Отнимай сверху, отнимай снизу - не убудет. Как ни странно, всё упёрлось в технику. Да, в "железо". Сделать 24-битный ЦАП можно, а вот малошумящий источник опорного напряжения к нему, который позволит реализовать все эти 24 бита (то есть, который шумит меньше чем 1 бит) - нифига! Лучшие образцы в лабораторных измерительных приборах дают возможность получить 16-18 бит разрешения (со всякой экстраваганщиной типа охлаждения жидким азотом). В бытовых проигрывателях, всё ещё хуже  -12-14 бит для стационарных проигрывателей, 10-12 - для носимых. Автору этих строк встречались стационарные проигрыватели в которых стоял 12-битный ЦАП, младшие биты тупо отбрасывались! Не нужны эти 24 бита - выигрыш от них, опять же, только компаниям производящим цифровые носители. Да и пишутся эти файлы FLAC в подавляющем количестве случаев с тех же CD.

Что получилось? FLAC не имеет преимуществ в качестве звука перед CD, он просто ещё более удобен чем CD. А с CD я сравниваю, потому что есть возможность одну и ту же программу послушать с разных носителей, слушал бы FLAC, но Telarc не выпускает ничего во FLAC.

+2
Ответить

А корректор звука для пластинок на операционнике - это вершина творения)) Как "волшебные" транзисторы для синтезаторов из отбраковки. И ведь люди слышат эту разницу.

Мы опять уперлись в аппаратуру и исходный материал. Понятно что перекодированный мр3 64Кб/с во что угодно будет проигрывать всему. Опять же на чем это будет воспроизводиться. Я помню как был ошеломлен качеством звука когда в середине 90 вместо муз. центра "панасканик")) купил блочный набор техникса.

Вы слушаете что пишет Telarc, но есть и другие издатели. Попробуйте, Вам понравится))

0
Ответить

Корректор RIAA на опере - то ещё дерьмо, согласен. Уважающие себя фирмы для уважающих себя слушателей делают, как минимум, на дискретных компонентах. У меня самодельный ламповый. Нет, не для "тёплого" звука, - на лампах проще достичь высокой перегрузочной способности, тогда импульсные помехи от пылинок ограничиваются и не превращаются в трапеции, остаются "иглами", заметность которых на слух меньше.

Я слушаю не только Telarc, Вы таки не поверите, я даже MP3 с пиратских дисков, купленных в СССР в 90-х годах слушаю.

Вы правы, всё упирается в аппаратуру и исходный материал. И, замечу с прискорбием, что сейчас, во второй половине второго десятилетия XXI века, и то и другое хуже, чем в середине 80-х прошлого века. Это не старперское ворчание, я сам звукоинженер и с другими по курилкам общаемся, в том числе и с молодыми. Это объективная реальность. Качественный звук сейчас не нужен - нужно удобство. И никто исходники не "вылизывает". Выбросы - фигня, пожмём, фон в паузе - а мы его гейтом, нафига переписывать, кто что там в эроподзах с айфона расслышит?

0
Ответить

поправка: "тогда импульсные помехи от пылинок не ограничиваются и не превращаются в трапеции"

0
Ответить

Максим, в СССР не было пиратских дисков с MP3. Или я вас не верно понял.

0
Ответить

Не в порядке троллинга, а в порядке дискуссии. Про изгиб канавки развенчивается на  http://lurkmore.co/_/98144#mws_fuwefvU в разделе "Великий излом господина Владимира Горбачевского". Цитата: "Диапазон CD сам по себе строго ограничен разрешением. А вот на виниле в принципе можно изготовить кустарно большой всплеск по амплитуде. Только вот диапазон это никак не расширит. Потому что по «излому Горбачевского в несколько миллиметров» проедет уже сам тонарм с иглой в целом. Движения иглы относительно магнитов почти не произойдет. По сути выбрав предельный ход иглы, от центра неподвижной ее оси, мы потащим за собой тонарм".

+1
Ответить

Вы правы, диски из 90-х. И CD-DA и MP3.

+1
Ответить
Ещё 1 комментарий

Если игла выберет предельный ход - то это дерьмовая игла, точнее, дерьмовый подвес, и речь в этом случае о высокой верности не идёт - искажения возрастут многократно. А Telarc, тем не менее "кустарно" такое "изготовил", чтобы была возможность прорезать винил глубже. И при этом не "расширил диапазон", а использовал уже имеющийся. И нормальная игла воспроизводит пушки в "1812" Чайковского без выбирания предельного хода.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью