Что именно должно входить в школьную программу по литературе по вашей версии – топ 10 произведений?

Ответить
Ответить
Комментировать
4
Подписаться
4
8 ответов
Поделиться

Пока лично я вижу задачу в полной вариативности программы и отсутствии жестких "обязательных" произведений.
Проходить нужно не определенных авторов и их произведения, а, например, жанры или книги определенной эпохи. Например, в какой-то момент должны быть исторические романы; сказки; детективы; пусть будет популярное фэнтези и фантастика. В классах по-старше подключать более современную литературу и более сложные жанры. Антиутопии, постмодерный сюр? Отлично! То же "Generation П" сквозь призму постмодернизма; "Парфюмер" Зюскинда тоже зайдет (хотя, может, он уже есть в программе?).
Пусть ученик сам решает, какое произведение на выбор он хочет читать; особенно это должно касатся стихов - пусть учат наизусть те произведения, которые им ближе. Окей, изучайте Пушкина, его не обойти; но параллельно дайте возможность не учить всем осточертевшее письмо Татьяны, а "социального" Пушкина или юмористического, у него там стихов на несколько томов!
Да, тогда сложнее устроить сам цикл уроков (раз каждый изучает свое). К примеру, каждый смог бы обсудить, что прочитал и что ему понравилось, поискать что-то общее и различное, сказать, что понравилось, а что нет (заодно развивая непринужденное общение и "ораторское искусство"). Кто-то расскажет, как прочитал "Хоббита"/"Властелина Колец" Толкиена, кто-то расскажет о Азимове и (какой ужас!) Кинге, а в классах по-старше устроят увлекательную дискуссию о "Песни Льда и Пламени" и различиями между книгами и сериалом (я даже сейчас люблю поговорить с друзьями на эту тему).
Пусть мои мечты немного утопичны. Мне катастрофически не нравились школьные произведения и я обычно читал то, что никак не связано с программой, а интерес к более глубокой литературе типа Достоевского у меня появился уже лет через 5 после окончания школы. Кто-то будет откровенно эксплуатировать эту систему и вообще ничего не читать. А много наберется учеников, которые читают полностью ту же классическую литературу, а не сокращенные пересказы?
Тут уже зависит от преподавателя, пусть рассказывает о книгах так, чтобы заинтересовать.
Могут же. Например, преподаватель рассказал о вообще не обязательном произведении "Шагреневая кожа" так, что я его читал с огромным увлечением, хотя книга не такая уж простая. Курс постмодерна в вузе нам так читали, что каждую книгу, о которой только были упоминания - я записывал и читал с упоением.
Короче, идея трудная, но реализовать ее возможно, были бы соответствующие кадры. Потому что навязывать затхлую классику, которая детям неинтересна, пока они читают Гарри Поттера и "Голодные игры" - вызывает наоборот отторжение к этой глубокой литературе в будущем.
Еще один пример - прочитать "Войну и Мир" я захотел только в 27 лет, когда прочитал много фэнтези-литературы и захотелось почитать более "исторические" баталии. Все эти любовные линии и интриги, странные поступки персонажей, большая война - на отлично зашло после Мартина :-)

Андрій Павленкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
14
-6

Отличный ответ!

0
Ответить
Прокомментировать

Произведения, которые развивают вкус постепенно и которые подходят под возраст. То же самое "Прступление и наказание" не так-то просто понять школьнику, а вот "Обломова" читать надо особенно внимательно.

  1. Фольклорные произведения (сказки, баллады, песни). Это помогает в дальнейшем понять литературу, потому что очень много авторов обращаются именно к фольклору.

  2. Пройтись немного по библии. Почти вся русская литература состоит из библейских мотивов (тот же самый Достоевский). Становление русской литературы без библии- это априори невозможно. Хоть немного, но основное знать нужно.

  3. Книги, которые формируют личное взрослое мнение в простых вопросах ("Обломов", "Недоросль", "Горе от ума")

  4. Книги, которые развивают чувственное восприятие мира. Дают понимание, что любовь и дружба бывает разной. Есть ненависть, а есть искренние чувства ("Герой нашего времени", "Евгений Онегин", "Гранатовый браслет")

  5. Книги, в которых есть волшебство. Не только доброе, но и злое ("Вечера на Хуторе близ Диканьки", "Старуха Изергиль", "Мастер и Маргарита")

А всё остальное приложится. 

Зарубежную литературу очень сложно добавлять и так в насыщенную программу литературы. Это уже остается на усмотрение учащихся. Но это уже другой вопрос))

5
-3

Кстати, а сейчас в российских школах нет разделения на рус./заруб. литературу?
В принципе, многое из того, что вы описали и так изучается в школах.
Припоминается, мы читали какие-то фрагменты Библии (хотя это слишком сложная литература для ребенка, как я считаю); помню, что длительное время изучали греческие мифы. Мастера и Маргариту я как-то самостоятельно прочитал, хотя она была в школьной программе. Ну и произведение было очень популярным во время моего обучения из-за экранизации.

0
Ответить

Вот кстати нынешней ситуации с зарубежной литературе по школьной программе не знаю. Думаю, это вполне может вводиться как таковое факультативное занятие. А насчёт библиии- да, она сложная в плане понимания текста даже взрослому человеку. Но думаю в рамках лёгкого ознакомления это полезно (есть еще детская библия, хотя я сомневаюсь в ее "качественности")
"Мастер и Маргарита"- тяжёлое для полного понимания произведение, но безумно потрясающее по языку. Вот там очень много отсылок к Библии, а еще к знаменитому "Фаусту" Гёте))

+2
Ответить
Прокомментировать
  1. Троепольский. «Белый Бим чёрное ухо»;

  2. Рассказы Чехова;

  3. Рассказы Куприна;

  4. Беляев А. «Человек Амфибия»;

  5. Дефо Д. «Робинзон Крузо»;

  6. Твен М. «Приключения Тома Сойера»;

  7. Л. Толстой «Детство. Отрочество. Юность.»;

  8. Пушкин «Повести Белкина»;

  9. А.С. Пушкин «Дубровский».

  10. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

Мой выбор основан на том что этот список читать не скучно, развивается фантазия и показывается насколько удивительна бывает жизнь и любить ее надо во всех проявлениях.

5
-4
Прокомментировать

Если я ничего не путаю, то именно Платон говорил, что нельзя вообразить (представить) то, чего ты не знаешь. Поэтому мой список изначально будет субъективным, ведь я не могу включить в него какие-то великие произведения просто потому, что другие сказали, что они великие, а я их не читал. К тому же, список должен быть репрезентативным, чтобы не было перекоса в сторону какой-то эпохи или автора. 

Очень сложно вписаться в 10 позиций, но я постараюсь и немножко схитрю)

1. Сказки народов мира

Я прочитал один из сборников сказок уже будучи студентом, и скажу, что это и вправду источник мудрости, накопленной веками. Заметьте, я сейчас не говорю о сказках об Иване-дурачке или Алёнушке, не детских сказочках (хотя и в них есть своя мудрость, но больно уж она упрощена), а более серьёзных произведениях, например шведский "Мудрый крестьянин". К тому же сказки народов мира приобщают человека к иным культурам, обогащают его мировоззрение и прививают толерантное отношение к иным, не похожим на него людям.

2. Михаил Булгаков - Мастер и Маргарита

Здесь даже говорить не о чём - вещь на все времена. Одно из самых точных описаний сути того, чем являются люди в виде первоклассной сатиры в мистической обёртке .

3. Антуан де Сент-Экзюпери - Маленький принц

Настоящее философское произведение, где нет ни одного лишнего слова и предложения. Лично для меня - этот рассказ обо всём - об отношениях детей и взрослых, о человеческой глупости и тщеславии, о любви.

4. Иоганн Вольфганг фон Гёте - Фауст

Тоже не нуждается в представлении. В сарказме может потягаться с Булгаковым.

5. Станислав Лем - "Кибериада", "Звёздные дневники Йона Тихого", "Солярис", "Эдем".

Наверное, мой любимый фантаст - у него есть, как весьма тонкие и философские идеи, так и просто смешные истории, при прочтении которых можно морально отдохнуть. Многогранный, талантливый писатель. Да простят меня многие, но для меня он выше, например, Толкиена, хотя я его читал в детстве и мне тоже понравилось.

6. Джером Дэвид Сэлинджер - Над пропастью во ржи

Именно так и выглядела подростковая жизнь многих из нас, пускай, и автор и американец.

7. Песнь о Роланде

Ну, это великий эпос, что тут ещё скажешь? Поэзия воспитывает чувство прекрасно и превозносит героизм, рыцарство и т.п. причём исключительно в положительном свете, никакого подтрунивания, как у Сервантеса с его Доном Кихотом.

8. Энтони Бёрджесс - Заводной апельсин

Антиутопия совмещённая с очень глубоким анализом поведения подростков, истоков их преступности и пути раскаяния за свои поступки.

9. Джордж Оруэлл - Скотный двор

Идеальный образец жанра антиутопия.

10. О'Генри - Рассказы

В его рассказах - жизнь миллионов людей по всему миру. "Дары волхвов" в моё время по праву были включены в обязательную программу. Его житейская философия просто неподражаема.

Позиции расширенного списка:

  • Сомерсет Моэм - Рассказы.

Я бы назвал его произведения "мрачным реализмом".

  • Сунь-цзы - Искусство  войны

Не важно с кем вы воюете - с другим императором, боссом на работе или с тещёй на кухне - советы универсальны, чем и ценны. Не факт, правда, что даже 11-классник сможет осознать хоть часть того, что там написано. Но такие опасения возникают буквально по каждому второму произведению, особенно, если вы приверженец точки зрения, что дети с каждым поколением тупеют. Однако, это не повод включать в программу "Голодные игры" и книги по супергероям Марвел, напротив, просвещать нужно людей, некоторых даже насильно, но аккуратно)))

  • Николо Макиавелли - Государь

Очень взрослое произведение о сути политики как феномена.

  • Мишель Монтень - Опыты

Монтеня некоторые сейчас называют первым блогером в истории и не просто так - его "опыты" - это совокупность несколько разрозненных размышлений о себе как человеке, о жизни в целом. Полезно знать то, как мыслили великие люди.

  • Стихи Артюра Рембо

Этот парень чертовски гениален, уже в 16-17 лет писал просто невероятные стихотворения.

  • Хирои Оку - Ганц

Да, это манга, но какая! По сути это самый настоящий роман-эпопея, где буквально на каждой странице воспеваются положительные черты человека как-то дружба, любовь, сила воли и порицаются все пороки. Очень интересное и поучительное произведение. Как раз для нынешнего поколения подростков.

Почётные упоминания:

  • Терри Пратчетт

Что угодно - он гениален в своём сарказме. Его лёгкий авторский стиль вместе с фэнтезийной подачей материала явно не даст заскучать школьникам. Его слог намного более остр и близок к реальности, нежели абстрактные вещи сами в себе, вроде "Гарри Поттера" Роулинг, где фантастическая часть явно перевешивает смысловое наполнение.

  • Артур Конан Дойл  - "Приключения Шерлока Холмса" и "Этюд в багровых тонах"

Классика детективного жанра.

  • Шарль де Костер - Легенда об Уленшпигеле

Одно из моих любимых произведений о Средневековье. Ни много, ни мало - целая эпопея.

  • Джеймс Уиллард Шульц-Апикуни - Ошибка одинокого бизона

Я, конечно, люблю и Джека Лондона, и Фенимора Купера (в детстве любил, так правильнее), но данное произведение, кажется, моё самое любимое об охотниках, индейцах и бизонах. Классическая приключенческая история для подростков.

  • А. П. Чехов - рассказы

Чехов - мастер коротких и метких рассказов, но, всё же, пускай что и наш, но считаю, что уступает в тонкости О'Генри.

Jackson Martinezотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2
-1
Прокомментировать

Только не "Война и мир" Льва Толстого, которую он сам называл многословной дребеденью в зрелом возрасте. Это вовсе не памятник русской словесности, а скорее русско-французский разговорник ибо примерно одна четвертая ее часть изложена на французском языке. В ней изображена жизнь российских дворян, настоящих паразитов общества, жизнь настолько далекая от российского народа, что предложение ее молодежи можно считать развращением. Рекомендовал бы Достоевского, но не "Преступление и наказание", а "Идиот". Читать, особенно в школе незрелому еще уму очень сложно,  ученик усваивает совсем не то, что нужно и то с подачи учителей, которые зачастую сами не разобрались, а следуют материалу, который преподнесен им в вузе.

0
0
Прокомментировать
Читать ещё 3 ответа
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью