Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Кто, когда и зачем напридумывал реин-ии, ад и пр., нереальные вещи. Ведь Сиддхартха Гаутама был обычным человеком и просто проповедовал самопозн.,и просветл.?

Прямая линияПаньянатта кехаян
Анастасия Суворова
  · 1,1 K
Дизайнер шрифтов. Интересуюсь типографикой, историей дизайна, философией, физикой...  · 21 дек 2018

У нас нет материальных доказательств существования Сиддхартхи как реального человека. Нет археологических находок. Вещей, останков, возраст которых исследован. Есть только дошедшие до нас тексты, описывающие его жизнь. Эта информация более двухсот лет передавалась монахами только лишь устно. Могла быть искажена и дополнена мифами и легендами. Позже её всё таки записали и составили буддийский канон на языке пали. С момента составления канона уже можно как-то пытаться различать ранние тексты и поздние дополнения-комментарии. Упоминания о будде есть также в джайнских и индуистских текстах. В отсутствие подтверждённых фактов жизни, всё что мы можем сейчас — это рассматривать будду только лишь в контексте буддийских текстов — сутр. То есть нам он интересен не просто как историческая личность, а как создатель философской системы. Эта система достаточно целостная и поэтому у самого будды в ней чётко обозначенное место, его качества, отличия от других людей.

Вот кем точно нельзя назвать Сиддхартху — это «обычным человеком». Уже в своей первой проповеди, которую ещё называют сутрой запуска колеса учения, он отделяет «обычных» людей, живущих в неведении, и мудрых людей.

Двух крайностей  следует избегать тому, кто, став отшельником, покинул свой дом. Первая крайность, о монахи, приверженность плотским удовольствиям. Эта приверженность вульгарна, неблагородна  и неразумна. Вторая крайность — в приверженности к умерщвлению плоти и самоистязанию, что также вульгарно, неблагородно и неразумно. Избегнув обеих этих крайностей, Так Ушедший постиг Срединный Путь, путь видения, знания, путь, приносящий успокоение и дающий особое знание, путь, что ведет к Пробуждению и Нирване.

Он использует слова с заметной пренебрежительной принижающей окраской: «вульгарный» обозначает «обычный», «простонародный», «низкий» (пали puthujjana, санскрит prthagjana). «Неблагородный» (пали anariya, санскрит anärya) «простонародный», «ординарный», «недостойный». Мудрых он наоборот называл «арья» — благородные. Благородный тут означает редкий, исключительный, приблизительно как благородный самоцвет. То есть, он прямо говорит своим ученикам: «Не будьте как все. Не оставайтесь в плену стереотипов. Изучайте реальность.»

Если мы дальше прочитаем эту сутру, то узнаем основу буддийского учения — объяснение, чем отличаются благородные мудрецы (примером для которых будда предлагает себя), и обычные люди:

И что же это за Срединный Путь, о монахи? Это просто Благородный Восьмеричный Срединный Путь, и вот что он такое. Это — правильное видение, правильное намерение, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное обратное вспоминание и правильное сосредоточение сознания. И этот путь ведет к успокоению, пробуждению и Нирване.

Тут нужно уточнить, что такое правильное, и что такое неправильное. В буддийский текстах слово «правильный»  имеет два значения. 1. Точный, полный, совершенный. 2. Реальный, истинный. В этот момент мы знакомимся с понятием неудовлетворённость или страдание. То, что приводит к возникновению страдания — неправильно. То, что приводит к прекращению  страдания — правильно. Другими словами — иллюзии, заблуждения, отсутствие понимания, приводят к страданию. И наоборот, понимание реальности приводит к прекращению страдания.

Вот, о монахи, Благородная Истина о Страдании. Рождение — это страдание; старость — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание; грусть, печаль, тоска, боль, отчаяние — страдание. Встреча с горестным — страдание, расставание с радующим — страдание, неполучение желаемого — страдание. Словом, пять скандх — страдание. 

Теперь, о монахи, Благородная Истина о Возникновении Страдания. Оно — в жажде, в алчбе, которые производят новое существование, связано оно с наслаждением и страстью. Алчба всегда находит себе удовлетворение то здесь, то там. Это — жажда наслаждения, жажда существования и жажда несуществования, самоизбывания. 

Еще, о монахи, вот Благородная Истина о Прекращении Страдания. Оно — в полном бесстрастном устранении этой алчбы, в ее окончательном отбрасывании, в отстранении от нее, в избавлении себя от нее.

Наконец, о монахи, Истина о пути, ведущем к прекращению страдания. Это и есть Благородный Срединный Восьмеричный Путь, а именно — правильное видение, правильное намерение, правильная речь, правильное действие , правильный образ жизни, правильное усилие, правильное обратное вспоминание и правильное сосредоточение сознания. Итак, о монахи, при мысли "вот Благородная Истина о Страдании" появляется во мне видение, появляется знание, появляется мудрость, свет появляется во мне — в отношении вещей доселе неслыханных. И мысль, что страдание должно быть полностью, совершенно постигнуто. И далее, о монахи, при мысли "вот Благородная Истина о Возникновении Страдания" появляется во мне видение, появляется знание, появляется мудрость, появляется свет — в отношении вещей доселе неслыханных. И мысль, что возникновение страдания должно быть покинуто. Затем, о монахи, при мысли "вот Благородная Истина о Прекращении Страдания" появляется во мне видение, появляется знание, появляется мудрость, появляется свет — в отношении вещей доселе неслыханных. И это прекращение страдание уже постигнуто. И наконец, о монахи, при мысли "вот Благородная Истина о Пути, ведущем к Прекращению Страдания" появляется во мне видение, появляется знание, появляется мудрость, появляется свет — в отношении вещей доселе неслыханных. И этот Путь должен быть тщательно проработан в созерцании.

Таким образом, в самом важном буддийском тексте, принимаемом большинством школ за основу учения, будда рассказывает о том, что является источником мудрости. Благородного мудреца от обычных людей отличает не умение считать, читать, не знание языков, религиозных текстов, не какие-то другие умения и знания, а именно понимание, что такое страдание, как оно возникает, и знание способа прекращения страдания. И тут же нужно обратить внимание, что рождение и смерть считаются проявлениями страдания. Соответственно, прекращение страдания — это в том числе прекращение рождений и смертей. Тут нужно вспомнить, что в предполагаемые времена жизни будды (5-6 век до нашей эры) и в месте его проживания были общеприняты идеи о перерождении души. Будда провозглашением истин о прекращении страдания, прекращении рождений и смертей пошёл по пути противоречия этим идеям. До будды считали, что душа — это частица божества, что она не изменяется, а просто путешествует из жизни в жизнь, до тех пор пока не сольётся с божеством. Будда такое представление определил как иллюзию, заблуждение. От неизменной души будда в размышлениях приходит к концепции постоянно изменяющегося потока ума, составляющегося из постоянно возникающих и исчезающих элементов (дхарм), которые будда объединяет в пять совокупностей или групп (скандх). Эти группы могут составить различные конструкции. Неправильными конструкциями считаются ненависть, жадность и неведение (искажение реальности). Когда сознание собрано в такую кривую конструкцию, тогда проявляется его жажда нового существования.

По причине нового понимания буддой структуры личности, мы не можем назвать его внутренние поиски самопознанием. Потому что в такой системе никакого реального само- нет. Нет какого-то постоянного Я, которое можно познать. Есть процесс постоянного мгновенного перестроения элементов, который объединяется в сознание и в существование только при определённых условиях страдательности, неудовлетворённости. Также мы не можем назвать просветление результатом только лишь мышления, сознательных процессов. Наоборот, просветление определяется как прекращение мышления в обычном понимании, прекращение существования неудовлетворённого чем-либо сознания.

Поэтому, реинкарнация в буддизме коренным образом отличается от традиционных индуистских представлений. Является для буддистов вполне реальным явлением и важным элементом философской системы миропонимания, раскрытой самим буддой в процессе прямого восприятия реальности.

Буддийский монах ортодоксальной традиции Theravada.  · 21 дек 2018

у меня для вас новость. хорошая она или похая решайте для себя сами. и процесс перерождений и адские миры реальны. это раз. Гаутама Будда учил не самосовершенствованию или самопознанию а лишь избавлению от страданий потем соблюдения Благородного Восьмеричного пути. гугл вам в помощь если интерестно.

и процесс перерождений и адские миры реальны

в свете аннатмы не ясно что перерождается