Россия – вождисткая страна (исторически)?
Россия частично азиатская страна. У азиат склонность к вождизму имхо гораздо выше, чем у европейцев: Японский император, Северная Корея, да и Южная тоже, Средняя Азия, Китай. Чинопочитание начиная с сансэй и т.п. выше у азиат. А там, где вождизма в Азии нет, идет откровенная война. Повышенная склонность россиян к вождизму (любовь к Сталину в частности), объясняется азиатским влиянием.
Если взять примеры из истории, то после становления единого Русского государства все правители имели авторитарные тенденции. Но если для времени, например, Ивана III характерна феодальная монархия, а для времени Петра I характерна абсолютная монархия, то ближе к концу XIX века это уже неактуальная форма правления, однако наши правители тянули и их устраивала эта отсталая форма правления, устраивала потому, что давала безграничную власть в государстве. Такое стремление к сохранению и даже сакрализации абсолютной монархии и говорит о том, что даже в относительно развитой эпохе (конец XIX века - начало XX) сохранять такой политический строй - проявление авторитаризма, который создает предпосылки для вождизма по своей сути. Несмотря на то, что исторически России свойственен данный политический режим, империю, наверное, назвать вождистской нельзя. После революции, безусловно, вождизм проявляется ярко. Подводя итог, однозначно сказать, что Россия вождистская страна, на мой взгляд, нельзя, однако она в силу закостенелого авторитаризма наша страна исторически была уязвима для вождизма.
Скажите пожалуйста, Александр, а чем вождизм отличается от авторитаризма?
Вождизм характеризуется ярко выраженной привязанностью к руководителю страны, вождистская страна идеологизирована, жестко централизована, т.е. имеет признаки тоталитарного режима, как вы понимаете, авторитаризм и тоталитаризм отличаются.
То, что Россия якобы исторически вождистская страна, а русский народ раб по своей натуре - всё это заблуждение. Только в русских сказках царь всегда придурошный недотёпа, и его ставит на место народный герой, простой Ванька или Емеля. В западных сказках наоборот, короли все благородные, все сюжеты построены на их мудрости, на верноподданных рыцарях, либо на том, кого из девушек принц выберет в невесты.
Тоже самое с фантастикой. В советском "будущем" миром правят учёные советы, все люди равны, а в западных фэнтези сплошь короли или империи.
То, что по факту Россия всегда была авторитарной, это не закономерность, а трагедия. Нужно смотреть правде в глаза - Россия всегда была оккупированной страной (об этом писали ещё Павлов, Чаадаев, Салтыков-Щедрин). Просто те, кто оккупировал, притворялись русскими. Но к народу они никакого отношения не имели. И народ этих вождей ненавидел. В позднесоветский период Россия не была авторитарной.
И сейчас народ не принимает авторитаризм Путина, который к слову, проявился то всего лет 6 назад.
Ленин был революционным вождём, это немного другое. Это больше не вождь, а народный герой - очень умный Емеля, скинувший недотёпу царя. Народ Ленина так себе и представлял, как "грамотного мужика". Ленин заставлял народ на местах брать себе больше власти и проявлять инициативу, а не отнимал власть у народа.
Исторически вождистская страна -это всего лишь означает, что в ходе своего исторического развития страна управлялась вождями. Постоянство авторитаризма в России и постоянство её оккупированности (!?) - это опять же фактическое признание наличия вождизма в стране. Так всё-таки был в России вождизм или его не было?
"Оккупированность" не в буквальном смысле, не государства. А нации. Отношение власти к народу как к оккупированным туземцам. К советскому периоду это не относится, поправляюсь.
Нет, страна не управлялась вождями. Это было более похоже на внешнее управление одного народа другим. Большой период времени они (правящие аристократы и народ) даже на разных языках говорили. Народ не ощущал императоров своими "народными" вождями, в том то и дело. Народ просто выживал в существующих условиях. Для вождизма должно быть характерно идейное единство народа и монарха, этого не было.
В княжеские периоды отделенность княжеских дружин от простого народа была ещё более выражена.