Genius Pyatacho
декабрь 2018.
3953

Решите и обоснуйте олимпиадную математическую задачу для 2-го класса (ответ "8" неверный): "На грядке 6 воробьев. Еще три прилетело. Появился кот. Одного воробья схватил. Сколько осталось воробьев"?

Ответить
Ответить
Комментировать
3
Подписаться
0
2 ответа
Поделиться

Думаю, что остальные воробушки разлетятся от испуга, так что ответ 0. 

Это не математично конечно, но вероятно во втором классе подобные задачи направлены так же на логическое мышление, что бы ребёнок мог видеть за пределами условий задачи, прислушивался к адекватности входных данных, и в будущем понимал отличие частного от общего случая, а так же чувствовал неполноту (и не забывал про ОДЗ).

5
-1

Вы своему ребенку 8 лет дали бы такую задачу? С учетом того, что ему никто не объяснял вот такие премудрости "отличие частного от общего случая, а так же чувствовал неполноту (и не забывал про ОДЗ)". А если бы и объясняли, то он - 99% -  их бы не понял. Добавим, что о неправильности самого очевидного ответа - "8" - его никто не предупреждал. А еще: почти гарантированно неверный ответ "долбанет" по его самооценке (потому что вы не сможете ему объяснить, почему 8 - неправильно. А значит ребенок решит, что он дурак)?

Да, и "0" - тоже может быть неверным ответом. Воробьи разлетелись, но пойманный-то - пока еще живой - так и лежит на грядке, придавленный лапой кота, который провожает взглядом его улетающих сотоварищей.

+1
Ответить

Я бы дал, это задача на олимпиаде. Обычный ребус, в котором нужно немного больше, чем просто знать арифметические операции. Уровень "В какую сторону едет автобус".

Во времена Кенгуру, я помню были задачи с парадоксами или всякими шахматами, в которых кроме того, что конь буквой Г ходит я ничего не знал. Ну никак не травмировался, конечно за других не говорю, но вроде никто к психологу не ходил после олимпиад. 

А еще: почти гарантированно неверный ответ "долбанет" по его самооценке (потому что вы не сможете ему объяснить, почему 8 - неправильно. А значит ребенок решит, что он дурак)?

[бомбит] Вот из-за таких вот идей сейчас в школах детям минусы и ниже среднею оценку боятся поставить. Ну надо же, подумают, что они тупые. Как то несколько поколений удачно вырастало, осознавая что они тупые, и норм. И родители за каждую тройку не бегали в школу разбираться, доказывая учителям, что их чадо не тупое. А теперь вдруг объективная оценка отсутствия в них знаний стала травмирующим.

+1
Ответить
Ещё 4 комментария

Вот из-за таких вот идей сейчас в школах детям минусы и ниже среднею оценку боятся поставить.

Вы не правы, так как вдарились в противоположную крайность. Я сам выпускник советской школы. И при всех ее плюсах могу сказать - куча людей на моих глазах была морально искалечена тем, что всем было плевать на самооценку учащегося. Это была одна крайность. Да, отчасти это и закаляло. Но, и, повторяю, многих калечило. А мой преподаватель педагогики - настоящий "стрый зубр" и человек с гигантским педагогическим и полевым стажем говорил: "Принято хвалить советскую систему обучения указывая на то, сколько она вырастила ученых и т.д. Но никто никогда не считал, скольких людей она сделала алкоголиками и сумасшедшими".

Сейчас другая крайность - боятся самооценку "пальчиком тронуть" и это ничуть не лучше. Истина где-то посередине. Образно говоря, самооценку ребенка не надо запирать в сейф. Но не надо и кидать на скоростное шоссе под колеса автомобилей.

Еще вы ошибаетесь в том, что не учитываете важного момента: методика обучения сейчас принципиально иная. В советское время она была выстроена в четкой последовательной логике с учетом тщательно исследованных особенностей возрастного развития. Сейчас там полный хаос и "логика винигрета" (это я сейчас сам придумал). На возрастные особенности вообще начхали. НИКОГДА раньше не возникало ситуаций, чтобы несколько взрослых людей - успешных и с высшим образованием - вчитывались в задачу первого класса и не могли понять, а что вообще хотел спросить автор задачи. Или понимали, как надо решать задачу, но отчетливо видели, что это невозможно сделать не применив уравнения с неизвестными. А ребенка по программе этим уравнениям будут учить только через год или больше. Сейчас такие задачи - сплошь и рядом. 

Мне, чтобы помочь сыну-второкласснику решить некоторые задачи, приходится мобилизовывать свой учебный и жизненный опыт, полученный в последних классах школы, в институте и путем самообразования. А чтобы найти нужную информацию в интернете - выстраивать сложную систему поиска.

Недавний пример: задача второго класса. Вот вам фото кошки (совершенно убогое трудноразличимое фото какой-то серой невнятной котяры. Даже морда повернута в профиль - глаз толком не разглядишь). НАЙДИТЕ САМИ, что это за порода кошек и составьте о ней рассказ. Я со своими знаниями и опытом матерого поисковика в интернете и пишущего редактора одного из ведущих профессиональных бизнес-журналов - и то справился с трудом. При том, что это была лишь одна из нескольких задачек обычного домашнего задания.

0
Ответить

Согласен с вами.

С оценками проблема в их объективности. Но о какой объективности может идти речь, если отрицательная оценка отсутствует или оспаривается через "вы травмируете моего ребёнка". В советской системе была жесткость оценки в плане её влияния на дальнейшую успеваемость. Сам механизм исправления ей за счёт влияния на средний бал. Сейчас это решаемо же: получило ваше чадо двойку, пусть заново переиздаёт.

Вы в примере привели задачу на смекалку, обычную, таких много и они обычно ограничиваются начальной школой или олимпиадами с уклоном на логику. В программе математики средней и старшей школы все задачи стандартные, как мы привыкли. В вашем примере по логике ответа два 8 и 0, здесь я тоже согласен с вами, что ошибка в формулировке, ведь множество ответов не ограниченно (а вдруг птички от шока умерли остальные).

А вот пример про кошку, здесь явная проблема. Моя сестра сейчас с таким же сталкивается. Это можно к учителям явную претензию делать. Если вы не можете найти решение, учитель всегда обязан показать вам путь, а если он этого не сделает на доступном для учащегося уровне, то учитель не прав. Если бы в педагогике нормально было бы давать задания, а потом проверять ответы, то для этого не требовалось бы высшее образование.

0
Ответить

Ну, насчет: "Сейчас это решаемо же: получило ваше чадо двойку, пусть заново переиздаёт". Не считаю это каким-то абсолютным злом. Иногда допустимо.

Школа ведь не спецназовцев отбирает и не пожарных. И отличник может переволноваться и с первого раза завалить. Если же человек не знает, он и с третьего раза не сдаст.

Знаете, в Китае, где в этом плане полный жесткач, выпускники - по той же литературе - знают ОЧЕНЬ много. Но только до выпускного экзамена. Потом - полный вылет всего в трубу. И у многих больше - никакого чтения "для души". Американские преподы рассказывают, что студента-китайца не уговоришь прочитать ни одну книгу "для общего развития". Только если будет на зачете.

0
Ответить

В примере с Китаем, в РФ сейчас не лучше. Школьники готовятся к ЕГЭ и забивают на само знание предмета. Ведь что бы сдать тест, нужно уметь решать шаблонные задачи. Шаблонов много и учить их долго. И лучше направить на это силу.

И в этом есть логика, не всегда имея общие знания сможете так же быстро найти решение, как зная заранее вариант решения и применить их.

Потом они приходят в вуз на бюджет, им дают типичную задачу в формате, который не используется на ЕГЭ, и всё ... звук ошибки windows.

0
Ответить
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Дак как стало 9 так и осталось. Кот же только схватил, а не съел. В итоге на грядке 9 воробьев и один кот. Если судить только по данному условию. В таких задачах часто важен контекст общего условия к серии задач.

3
0

А почему 9? У воробьев реакция отменная. Многие могли вспорхнуть уже в момент прыжка кота. Да, и там не было "серии задач". И разгадывать "контексты", "судить" и "читать между строк" -  это не задача по математике для второго класса, которую, к тому же, дают не избранным добровольцам, а всем в обязательном порядке.

0
Ответить

Потому что задача не по биологии, а по математике. В математике задача всегда ограничена условиями. Формальная логика в задаче не оперирует понятиями которых нет в условии.

0
Ответить
Ещё 6 комментариев

Математическая задача не должна иметь условий, которые можно толковать и так, и этак. Схваченный воробей - это действие вычитания? Или это не действие вообще? Оба варианта имеют равное право на существование. А ответ должен быть один (циферка, вписанная в клеточку). Этак я скажу, что если нес корзину со ста яйцами, уронил ее, разбил 30, яиц осталось все равно - 100. А потом вы будете доказывать, что разбитое яйцо уже нельзя считать яйцом. А я - что можно, ибо все равно все ее составляющие остались в корзине и т.д. Будет весело, но ни одно решение не будет однозначно верным.

0
Ответить

Математическая задача может иметь любые условия. Задача решающего определить значащие условия от незначащих. К тому же условия задач для начальной школы часто зависят от программы обучения. Детей учат подходу к таким задачам. Хотя для обучающихся по другим программам это вовсе не очевидно.

0
Ответить

Mak_ iz_WoW

Детей учат подходу к таким задачам.

интересно, кто вам рассказал про эту "страну розовых пони"?

0
Ответить

Учитель математического класса. Я спросил у него по поводу подобной задачи. Он, кстати, сказал, что олимпиады до 9 класса в обычных школах это бред.

0
Ответить

А задачу как оценил? С учетом того, что никаких разъяснений не дается - она просто написана среди других - не менее бредовых в том числе.

0
Ответить

А еще детей НЕ учат ни основам рисунка, ни композиции, и при этом - как неча делать - просят нарисовать иллюстрацию к "Лебедь рак и щука" - очень сложная картинка даже для художника - с точки зрения композиции.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью