Эмма Нуэль
декабрь 2018.
320

Посоветуйте хорошие источники (художественную лит-ру, исследования, статьи), где описывается жизнь людей в СССР (60-80 г)?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
1 ответ
Поделиться

Хотел посоветовать вам Лебину, но, по-видимому, она не занимается этим периодом. Зато, пока искал ее библиографию, нашел это:

Советская повседневность 1960-1980-х годов

11. Gorsuch A. All this is your World: Soviet Tourism at Home and Abroad after Stalin. Oxford 2011.

Книга Э. Горсач показывает, как в послевоенном Советском Союзе в русле общеевропейских тенденций, но со своей спецификой развивался массовый туризм. Автор затрагивает проблему внутреннего туризма позднесталинской эпохи, подробно останавливается на феномене «советской заграницы» (на примере Эстонии), а затем рассказывает о поездках советских граждан в Восточную и Западную Европу. Горсач, в частности на основании исследования мемуаров и дневников советских путешественников, показывает, что на фоне строгого контроля за выездом и подробного инструктирования советских туристов сами граждане воспринимали заграницу как место для культурного и материального потребления.

* Передача о книге // Радио Свобода 

Статья автора на русском языке:

* Горсач Э. Выступление на международной сцене: советские туристы хрущевской эпохи на капиталистическом Западе // Антропологический форум. 2010. № 13

12. И. Утехин. Очерки коммунального быта. М., ОГИ, 2001.

И. Утехин рассматривает коммунальную квартиру с этнографической точки зрения. На материале глубинных интервью, проведенных в постсоветских коммунальных квартирах в Санкт-Петербурге, он подробно разбирает значение пространств и предметов в коммунальных квартирах, анализирует разделение на приватное и публичное, показывает принципы взаимоотношений соседей, в частности на примере таких ключевых для объекта исследования понятий как зависть и справедливость.

Рецензия:

* «Неприкосновенный запас» 2001, № 1(15)

13. A. Yurchak, Everything Was Forever, Until It Was No More: The Last Soviet Generation. Princeton, 2005.

Работа социального антрополога А. Юрчака, посвященная позднесоветскому обществу, анализирует эволюцию идеологического дискурса советской системы. На основании газет, дневников, устных интервью автор приходит к выводу, что в рассматриваемый период люди воспроизводили застывшие формы и ритуалы не из-за веры в них или страха наказания, а потому, что повторение этих форм давало возможность создавать новые, непредвиденные смыслы, в результате чего происходил постепенный медленный сдвиг всего «дискурсивного режима». Именно из-за этого, по мнению Юрчака, происходили на первый взгляд парадоксальные вещи: так, лояльный комсомолец мог любить западные фильмы и западную рок-музыку, одновременно клеймя западные буржуазные пережитки. Формально осуждая вопиющие формы различных «враждебных» явлений, режим тем самым легализовывал умеренные формы тех же явлений, делая их частью советской системы.

Рецензия:

* Платт К, Натанс Б. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПО ФОРМЕ, НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ: позднесоветская культура и книга Алексея Юрчака «Все было навечно, пока не кончилось» // «НЛО» 2010, № 101.

Глава, переведенная на русский язык:

* Юрчак А. Поздний социализм и последнее советское поколение // «Неприкосновенный запас» 2007, № 2(52).

14. Alena Ledeneva, Russia’s Economy of Favours: Blat, Networking and Informal Exchange. Cambridge,1998.

А. Леденева анализирует повседневные практики в условиях плановой экономики на примере такого явления как блат. Автор утверждает, что личные связи каждого советского гражданина определяли структуру его потребления, задавая возможности доступа к товарам и услугам. В условиях дефицита и недоверия государственному снабжению блат становился альтернативной системой распределения благ, создавая определенные иерархии.

15. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М., 1998.

П. Вайль и А. Генис в своей книге «60-е. Мир советского человека» стремятся реконструировать образ советского человека времён оттепели, выделив своего рода «категории культуры» «шестидесятников», продемонстрировав эволюцию этих взглядов, расцвет и постепенное угасание. В каждой из глав рассматривается одна из культурных категорий – вместе они сформировали мир советского человека 60-х годов. 60-е в понимании Вайля и Гениса – это прежде всего время утопии. Эта идея трансформируется различным образом в ключевых событиях и явлениях эпохи, но глубинная суть её остаётся неизменной.

* Рецензия urokiistorii

Советская повседневность 1920-1980-х годов

16. Сигельбаум Л. Машины для товарищей. Биография советского автомобиля. М., 2011.

Автомобиль в СССР интересует Л. Сигельбаума как частная собственность, объект индивидуального стремления в пространстве советской коллективистской идеологии. В исследовании представлен и строго исторический, и историко-культурный подход. С одной стороны, автор описывает историю советского автомобилестроения, подробно показывая судьбу конкретных заводов и моделей. С другой стороны, он прослеживает, какую роль в обществе играл автомобиль на разных этапах советской истории. Так, сначала производство грузового транспорта сильно превышало по объему производство легкового и частные машины были доступны лишь небольшому привилегированному слою. В 1970-е годы производство легковых автомобилей выходит на первый план и при всей их дефицитности они все же становятся доступны широким слоям населения .

17. Лебина Н.Б., Чистиков А. Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия. СПб., 2003.

Исследование Н. Б. Лебиной и А. Н. Чистикова посвящены восприятию новых явлений эпохи НЭПа и «оттепели» простым обывателем. Они анализируют, как конкретно проявлялись новые веяния в таких сферах как жилье, одежда, досуг советского человека.

18. Гурова О. Советское нижнее белье: между идеологией и повседневностью – М., 2008.

В своей культурологической работе О. Гурова исследует проблему соотношения идеологии и повседневных практик в СССР на примере феномена советского нижнего белья. Она рассматривает этот предмет одежды как форму и как функцию, анализируя официальные и массовые представления о теле, гигиене, частной жизни, потреблении и моде в СССР.

19. Ловелл С. Дачники. История летнего жилья в России. 1710-2000. СПб, 2008.

Прослеживая историю загородного жилья горожан на протяжении трех столетий, С. Ловелл доказыает, что дача – побочный продукт урбанизации, недаром этот феномен возникает сразу после основания Петербурга, первого русского «современного» города. Говоря о советском периоде развития дач, Ловелл замечает, что летний дом, осуждавшийся после революции как проявление буржуазности, уже к 1930-м годам стал органичной частью советской повседневности, культурным символом, который новый средний класс перенял у старого. До войны дачи были прерогативой элиты и распределялись по ведомственному принципу. Во второй половине XX века дачи появляются у представителей всех слоев населения и представляют собой садовые участки, то есть прежде всего места для огородничества и садоводства. Ловелл показывает, как к концу советской власти все более важными для людей становятся имущественные права и дача предстает воплощением частной собственности.

Рецензии:

* Овчинцева Л. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья» // «Отечественные записки» 2004, № 1.
*  Наринская А. Скука загородных дач // Журнал «Коммерсантъ Weekend», № 7 (103), 27.02.2009.

20. А. А. Федулин, В. Э. Багдасарян, И. Б. Орлов, Й. Й. Шнайдген. Советское зазеркалье. Иностранный туризм в СССР в 1930-1980-е годы. М., 2008.

На материалах Интуриста авторы изучают историю посещения СССР иностранцами с точки зрения позиционирования страны. Пропагандистская политика восстанавливается из содержания экскурсионных программ, инструкций для гидов-переводчиков, рекомендаций относительно ответов на потенциальные вопросы иностранцев и тех ограничений, которые вводились для иностранных туристов. Авторы разграничивают довоенный период, когда СССР посещали исключительно огранизованные группы, прежде всего по профессиональному признаку (рабочие), и период 1960-1980-х, когда туризм во всем мире стал массовым явлением.

21. C. Kelly, Children’s World: Growing Up in Russia, 1890-1991. New Haven, 2007.

В объемной работе К. Келли представлена культурная история российского детства в XX веке. На основании обширного круга источников автор реконструирует политику государства по отношению к детям и детскую повседневность. Келли утверждает, что в рассматриваемый ею временной отрезок вне зависимости от господствовавшей в стране идеологии детство воспринималось как важный предмет общественного и государственного внимания, создавалось множество институций, способствующих воспитанию детей. Говоря о советском периоде, исследовательница отмечает, что хотя в целом отношение к воспитанию шло в СССР вполне в русле мировых тенденций, советские идеологи подчеркивали уникальность советского подхода. Однако на деле практика в СССР не поспевала за пропагандой, особенно в том, что касалось медицины и потребления.

Рецензия:

* Эклоф Б. // Антропологический форум № 12, 2010.

Nikita K.отвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
8
0

зачем так сложно.

надо просто пойти в ближайшую районную библиотеку, попросить подшивки журналов и газет за нужный период, сесть в читальном зале и почитать...

0
Ответить

если нужна добрая литература для детей, описывающая 70-80-ые:

  1. Денискины рассказы

  2. Витя Малеев в школе и дома

  3. Сборник про пионерлагеря и байдарочный туризм "Лето с капитаном Грантом"

...

1980ые еще хорошо видны в советских фильмах для школьников:

"Гостья из будушего"

"Москва-Кассиопея"

"Приключения Электроника"

и тд

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью