Veronika Bndrv
май 2015.
39280

Какие основные различия между православием и католицизмом?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
84
13 ответов
Поделиться

Доктринальных различий называют обычно три.

1. Католики иначе, чем православные, видят отношения между Лицами Троицы. Они верят, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына.

2. Католики признают главой Церкви на земле - Римского Папу, православные же вообще не считают, что у земной Церкви есть единый предстоятель (то есть у каждой Поместной Церкви он свой: у Русской Православной Церкви предстоятель - Патриарх Московский и всея Руси, у Грузинской - Патриарх-Католикос всея Грузии, у Сербской - Патриарх Сербский и т.д.). Кроме того, католики считают, что в определенных ситуациях Папа может единолично выражать мнение Церкви [в таких случаях он "непогрешим (в смысле "безошибочен") в вопросах веры и нравственности"], а у православных ни один Патриарх без Собора выражать окончательную позицию Церкви не может.

3. Католики верят в то, что Дева Мария была свободна от первородного греха (часто это называют "догматом о Непорочном Зачатии Девы Марии").

На практике - у католиков серьезно отличается аскетика (считается, что она более чувственная, экзальтированная; но это, возможно, чисто стилистическая разница), в большей степени развит юридический подход в богословии. В Католической церкви более развито коллективное служение мирян.

Кроме того, в Католической церкви нет единого устава для монашества, сохраняются так называемые ордена.

Еще у католиков легче посты. :)

Елизавета Сеньчуковаотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
258
-6

Возможно, стоит дополнить Ваш второй пункт, что в Православии единственным предстоятелем Вселенской Апостольской Церкви считают самого Господа нашего Иисуса Христа.

+4
Ответить

А можно 3-й пункт подробнее раскрыть. Православные не считают Христа сыном Божьим?

0
Ответить

По поводу третьего пункта, разница в том, что католики считают саму Деву Марию свободной от первородного греха, православие же не считает, что Богородица была совершенна свободна от грехов.

8 декабря 1854 года Папа Пий IX издал буллу Ineffabilis Deus, в которой говорилось:

"«…Мы заявляем, провозглашаем и определяем, что учение, которое придерживается того, что Блаженная Дева Мария была с самого первого момента Своего Зачатия, особой благодатью и расположением Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха, является учением, явленным в Откровении Богом, и потому в него должно твердо и постоянно верить всем верным." -

Православие же говорит о том, что абсолютно безгрешен только Сын Божий, Иисус Христос. Это отражается и в некоторых элементах православного богослужения. Например во время панихиды можно услышать слова, обращённые ко Христу "Ты бо Един кроме [=без] греха, правда Твоя, правда во веки, и слово Твое истина."

И ещё, возможно некое недопонимание связано с тем, что может быть неясно, что такое "первородный грех". Первородный грех - это человеческая греховность в целом, бунт против Бога, его желание отделиться от Него и действовать самостоятельно.

Вообще, этот вопрос очень глубокий и непростой.

+10
Ответить
Ещё 5 комментариев

Не, от грехов-то Она свободна. А вот от поврежденности грехом - вряд ли. Если Бог мог очистить конкретно Марию, зачем нужна была эта тягомотина с Голгофой, на которой грехи наши очистились? Очистил бы все человечество поштучно.

+7
Ответить

Ольга, Христос Сын Божий, но догмат о Непорочном зачатии - это про другое. Это о том, что Сама Дева Мария была непорочным образом зачата.

+8
Ответить

спасибо

0
Ответить

Сестра Евгения вы понимаете что употребляя словосочетание "непорочно зачата" невозможно не ввести окружающих не знакомых с предметом обсуждения в заблуждение?

Ведь под "непорочно зачата" человек поймет что она была зачата без мужа. По аналогии со Христом.

А не то что была изъята из греха и непорочна от рождения.

+2
Ответить

Что значит "изъята" из греха?

0
Ответить
Прокомментировать

И ещё одна мелочь, которая запомнилась из университетского религиоведения. Насколько различия в мировосприятии православных и католиков отражаются даже в языке. В православной традиции верующий чаще всего определяет себя как "раб божий", в западной же традиции принято говорить "soldier of God", т.е. уже не раб, а воин. Отсюда и большие различия в менталитете.

32
-9

Да! Поэтому запад вечно воевать со всеми лезет, а русский человек смиреннее, потому что своё место под богом знает!

-28
Ответить

Откуда вы только беретесь такие?

+11
Ответить

Роман, у вас в Абакане все такие?

+4
Ответить
Ещё 5 комментариев

Значит, я все это время неправильно понимал, кто такой зольдато кристиано.

0
Ответить

Несколько цитат из православных источников по этому вопросу. 



"Святые отцы выделяют три уровня подчинения своей воли Богу – раб, подчиняющийся Ему из-за страха наказания; наемник, работающий за плату; и сын, которым руководит любовь к Отцу".


(И кто мы, в большинстве своём, если честно?)



"Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности... ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная". (Рим. 6:16-22)

Диакон Михаил Першин: «Для христианского уха в словосочетании раб Божий ударение ставится на втором слове. Если я – Божий, значит, ничей больше. Если я свой Тому, в Чьей власти все судьбы мироздания, значит, никакой узурпатор не властен над моим сердцем. Стать рабом Божиим означает обрести невероятную свободу».

В православии «воинами Христовыми» обычно называют монашествующих и мирян, кто не только осознал состояние войны с невидимым врагом, но и принял вызов и намерен твердо идти по пути спасения. Тем, кто намерен получить плоды своей веры. Причем в деле спасения, во Христе, "нет мужеского пола, ни женского" (Гал. 3,28). Но все призваны к этой «невидимой брани» .

Протоиерей Александр Шаргунов: «Мы все воины Христовы. Но скорее как те воины, которые в речах смелы, но еще не нюхали по-настоящему пороха, и дело еще покажет, каковы мы в действительности».



+2
Ответить

Не знаю, откуда вы взяли эту информацию (это при том что большинство преподов по религиоведению сами неучи), но вы предоставили англоязычный вариант (в англиии при том при всем большинство протестанты (англикане) и при чем тут католики? Словосочетание "раб божий" можно понимать по разному, кроме того в греческом и латыни слова "раб" носит значение не столько как "невольник", а сколько "слуга". Это особенности перевода и они коснулись только Русской церкви, а православных церквей на сегодняшний момент уже аж 15.
P S: подобный сленг "войны христовы" и "дети божии" - это в большинстве своем прерогатива именно протестантов. Вместе с новой идеей пришли и новые традиции в том числе касательно и религиозного лексикона. Почитайте ту же литературку баптистов или адвентистов сами убедитесь. 

+1
Ответить

На мой взгляд soldier вернее перевести как "служащий". И от "служащего" же, появился "солдат". 

0
Ответить

Soldier - от итальянского soldo, то есть, деньги. Потому солдат - это действительно тот, кто делает что-то за деньги, но первыми людьми, ставшими что-то делать за деньги, были итальянские наёмные арбалетчики.

0
Ответить
Прокомментировать

Довольно хорошие ответы уже прозвучали выше. Но ещё хочется добавить немного. Основным отличием ещё является литургика. У православных это более пышный и красочный (если угодно) обряд, в то время как у католиков месса более аскетична. Само устройство рядовой церкви католической внутренне от такой же рядовой церкви православной уже об этом говорит (по крайней мере если сравнивать современные католические церкви с такими же современными православными).

Ещё одним важным отличием является обязательный целибат для священства в Католической Церкви. В Православной же Церкви чтобы получить священство и служить в миру необходимо иметь семью, целибат в таком случае большая редкость.

Ещё хочу добавить, что евхаристический хлеб называется не "облаткой", а гостией, иногда видел термин "опреснок" :) И в некоторых приходах мирян причащают вином.

Ещё одна черта это возможность посидеть во время службы, вставая в некоторые моменты богослужения у католиков. Как говаривал один из Святых Отцов: "Лучше сидя думать о молитве, чем стоя думать о ногах" :) Не во всех православных церквях есть данная традиция. На Ближнем Востоке, как мне известно, такое возможно в некоторых церквях.

Ну и напоследок можно прочитать статью Н.А. Бердяева "Истина православия". Там всё очень ясно и чётко на мой взгляд изложено по поводу отличий.

19
-2

То есть про католиков византийского обряда и православных латинского вы не слышали? Обряды не принадлежат какой-то конкретной церкви.

+3
Ответить

Я просто дал ответ насчёт именно латинского направления. Да, греко-католики есть. Насчёт православных латинского обряда мало мне известно. Знаю только, что некоторые современные раскольники внутри православия у нас такое практикуют.

-1
Ответить

Да нет, вполне каноничные православные Антиохийского патриархата в США и Франции.

+2
Ответить
Ещё 2 комментария

Буду знать :) Благодарю за информацию :)

0
Ответить

Обряд ничего не значит, почти. Есть ортодоксы латинского обряда, даже в самой Италии, на юге в Бари их очень много. Кроме того данные различия ритуальные были в церкви задолго до раскола. Эти отличия уже существенно ощущали христиане даже в далеком 6 веке (за 400 лет до раскола), когда византийские послы посещали империю франков и описывали отличия латинского христианства от греческого.

0
Ответить
Прокомментировать

В дополнение к предыдущему ответу следует сказать, что вторым главным отличием является не Папа Римский, а вера в существование Чистилища, чего нет в православии. Таким образом, первостепенных догматических отличий католичества от православия 3: 1) вера в то, что святой дух исходит не только от бога-отца, но и от сына (filioque); 2) вера в существование Чистилища; 3) вера в непорочное зачатие Девы Марии (окончательно принято гораздо позже остальных, уже в 19 веке Папой Пием IX).

16
-1
Прокомментировать

По понятным причинам я отвечу наоборот - об отличиях католичества от православия в духовном плане.

Большое количество духовных практик: это и молитвы по чёткам (Розарий, венчик Божьему милосердию и другие), и поклонение Святым Дарам (адорация), и размышления над Евангелием в самых разных традициях (от игнацианской до Lectio Divina), и духовные упражнения (от простейших реколлекций до месячного молчания по методу св. Игнатия Лойолы) - я почти все из них подробно расписал здесь: thequestion.ru

Отсутствие института "старцев", которые воспринимаются в среде верующих как просветлённые и безошибочные прижизненные святые. И к священникам иное отношение: нет обычного православного "батюшка благословил купить юбку, батюшка не благословил дружить с Петей" - католики сами принимают решения, не перекладывая ответственность на священника или монахиню.

Католики, в основной массе, лучше знают ход Литургии - и потому, что они участники, а не зрители-слушатели, и потому, что прошли катехизацию (без изучения веры католиком не станешь).

Католики чаще причащаются, и здесь, увы, не обходится без злоупотреблений - или входит в привычку и теряется вера в Евхаристию, или приступают к Причастию без исповеди.

Кстати, Евхаристическое почитание свойственно лишь католикам - у православных нет ни адорации, ни процессии на торжество Тела и Крови Господних (Corpus Christi). Свято место почитания Евхаристии занято популярными святыми, насколько я понимаю.

При всём этом католики больше склонны к упрощению, увеличению "близости к народу" и "соответствию современному миру" - больше склонны к уподоблению протестантам. Забывая при этом природу и предназначение Церкви.

Католики любят играть в экуменизм и носятся с ним как с писаной торбой, не обращая внимания на то, что кроме них самих эти игрища никому не интересны. Этакое неагрессивное, наивно-романтическое "мышебратья".

У католиков исключительность Церкви, как правило, остаётся лишь на бумаге, в головах не держится, а православные отлично помнят, чем они истиннее.

Ну и монашеские традиции, о которых здесь уже упомянули - огромное количество самых разных орденов и конгрегаций, от ультралиберальных иезуитов и развлекающихся францисканцев, чуть более умеренных доминиканцев до неизменно строгих образом жизни высокодуховных бенедиктинцев и картузианцев; движения мирян - от разнузданного Неокатехумената и безалаберных фоколяров до умеренного Communione e Liberazione и сдержанной прелатуры Opus Dei.

И ещё обряды - в Католической Церкви их около 22. Не только латинский (самый известный) и византийский (идентичный православному), но и экзотические сиро-малабарский, доминиканский и другие; здесь же - традиционалисты, приверженные дореформенному латинскому обряду (по Миссалу 1962 года) и бывшие англикане, ставшие католиками в понтификат Бенедикта XVI, получившие персональную прелатуру и свой чин богослужений. То есть католики не столь однообразны и совсем не однородны, но при этом отлично уживаются вместе - и благодаря полноте истины, и благодаря пониманию важности единства Церкви, и благодаря человеческим факторам. Православные же расколоты на 16 церковных общин (и это лишь официальные!), их главы даже собраться не могут для решения каких-либо вопросов - слишком сильны интриги и попытки перетянуть одеяло на себя...

Ещё в католической среде приняты приветствия "Слава Иисусу Христу!" (отзыв: "Во веки веков! Аминь") и периодичные "Христос родился!" ("Славим Его!") и "Христос воскрес!" ("Воистину воскрес!"). Насколько я знаю, среди православных в западных регионах Беларуси и Украины эти приветствия тоже в ходу.

Думаю, ничего не упустил.

Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
11
-2
Прокомментировать
Читать ещё 8 ответов
Ответить