Никифор Паровозов
декабрь 2018.
324

Были ли потрясения в России неизбежны? С христианской точки зрения? Ведь упадок веры в доревол. России был значителен. Разве мог Господь допустить появление такой пассионарной, но неверующей страны?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться

Упадок веры во всем мире был неизбежен. Но все-таки в России в начале ХХ века шло глубочайшее религиозное возрождение, что показали такие события, как канонизация преподобного Серафима Саровского. Церковь за время гонений не только не расплась, но и явила множество мучеников. Вряд ли в любой другой стране при таких гонениях Церковь бы выдержала.

Так что я не думаю, что трагедия России была неизбежна. Хотя, возможно, она была провиденциальна в том смысле, что нас не "всосало" в либерально-левацкий ХХ век и мы сейчас не идем по одной дорожке с Западом. Но мы никогда не узнаем. Может быть наоборот, будь в мире _та_ Россия, век пошел бы не тем кривым путем, которым пошел.

Холмогоров Егоротвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2
-1
Прокомментировать

некоторыми считается, что перед революцией Господь дал возможность России избежать таких драматичных событий через Реформацию православной церкви и через проповедь Евангелия заезжими протестантскими проповедниками. Православная Церковь стала совершенно мирской и почти утеряла уважение среди населения. Поскольку Русь была крещена но не просвещена Господь хотел исправить это досадное недорозумение, однако РПЦ из-за своих ложных верований препятствовала Господу делать это. Поэтому Он искал другие пути к этому - через литераторов и литературу ( к примеру Толстой нёс Евангельское учение насколько он его понимал и обличал РПЦ в колодвстве и совершенном искажении учения Христа) Лесков, Аксаков, затем поэты и мыслители так называемого серебрянного века продолжили эту традиции - создавая религиозно - художественные кружки и сообщества - Мережковский, Соловьев, тот же Толстой в Ясной Поляне и т.д. Но судя по всему Господним урокам в России не вняли, не вняла им и РПЦ, за что и была наказана большевиками и 70- ти летним социалистическим рабством. Дремучие Охранительные заблуждения оказались слишком сильны. Кстати Достоевский который поднимал вопросы добра сам тем не менее потворствовал этим охранительным настроениям - вот как он отзывается о проповеди известного Лорда Редстока - английского проповедника, который в начале века наделал много шума в Петербурге своей проповедью о Христе среди аристократов. Нужно сделать небольшое отступление, рассказав вкратце о лорде Редстоке:

Он появился в Санкт - Петербурге в то время, когда официальная церковь  была в ее худшем положении. В народе же была жажда к лучшему. Важно  заметить, что почва подготавливалась на протяжении нескольких лет. Мы  увидим далее, что Редсток также проходил подготовку. Бог широко  использовал его в религиозном пробуждении, которое достигло потрясающих  размеров. Его связь с Россией знакома многим, но успех начатого им  духовного пробуждения мало известен.

Как писал Хейер, успех был неимоверным. "В 1874 году  после посещения собрания православный церковно - общественный  корреспондент записал, что он не может дать объяснение тому, почему речь  оратора произвела на него впечатление. И друзья и враги сознают, что в  нем самом нет совершенно ничего, что принесло бы такие результаты, какие  совершает его проповедь. Однако православные бароны, княгини, графы  принимают его евангельскую весть как новое откровение христианской  истины, хотя она не несет в себе ни глубины ни мысли, ни теологии, ни  точных объяснений, да еще на ломаном французском. По словам русского  генерала, он (Редсток) был телеграфным проводом, и во время глубокого  духовного крушения через него пришла искра с неба. Но кроме этого, была  простота его служений и простота его характера, которые привлекли многих  в России. Согласно Лескову, даже самый апатичный к религии человек мог  сказать, что у Редстока действительно настоящая вера, не такая, как у  наших священников. Чтение Библии и проповедь просто и непритязательно  привлекали его слушателей, которые не знали другой религии, кроме  Православной. Он пришел по своей воле, не ожидая платы, не ища  благосклонности со стороны властей. Он был усерден, искренен и предан  своему труду, не защищая и не атакуя символ веры; он жил так, как  проповедовал. Он разрушил официальные общественные нормы, и как простой  человек, проповедовал силу веры. Он призывал слушателей молиться о своем  народе и о спасении России. Это оставило глубокий след в русских  сердцах и заставляло их собираться на его собраниях".

Не менее сорока аристократических домов были открыты для  собраний Редстока. В конце 1870 -х годов, когда пробуждение было на  высоте, старший православный священник высказался о Санкт-Петербургском  обществе: "Не быть Редстокистом означает опустить себя в глазах общества  и рисковать своим положением. Не согласиться в частном доме с учением  английского лорда является равноценным оскорблению хозяина дома". здесь

Так вот, Достоевский так отозвался о Редстоке:

Из дневника писателя:

Мне случилось его тогда слышать в одной «зале», на  проповеди, и, помню, я не нашел в нем ничего особенного: он говорил ни  особенно умно, ни особенно скучно. А между тем он делает чудеса над  сердцами людей; к нему льнут; многие поражены: ищут бедных, чтоб  поскорей облагодетельствовать их, и почти хотят раздать своё имение.  Впрочем, это может быть только у нас в России; за границей же он кажется  не так заметен. Впрочем, трудно сказать, чтоб вся сила его обаяния  заключалась лишь в том, что он лорд и человек независимый и что  проповедует он, так сказать, веру «чистую», барскую. Правда, все эти  проповедники-сектанты всегда уничтожают, если б даже и не хотели того,  данный церковью образ веры и дают свой собственный.

------------------------------------------------------

Исходя из таких предпосылок случилось то, что случилось:

***  Монахи, епископы, князья Церкви, исторические хозяева религии - все это (обыкновенно) слишком мирские, бытовые люди, поставленные царствами этого мира. Мы не верим, что люди эти не от мира сего, их отрицание мира есть лишь одна из хитростей этого "мира". И мы [восстаем] (готовы восстать) против иерархов Церкви, против официального христианства, не во имя мира, а во имя мира иного, во имя творчества и свободы, во имя жажды разбить грани этого мира, а не закрепить их.

* Восстание против христианства и отпадение от христианства нередко бывало лишь правдивым желанием, чтобы всё внешнее походило на внутреннее. Если внутри нет христианства, то и во вне его не должно быть. Если государство, общество, культура внутренне не христианские, то не нужно их и называть христианскими, не нужно притворяться и лгать.**

Н.Бердяев

0
-1

"Господь хотел исправить это досадное недоразумение, однако РПЦ из-за своих ложных верований препятствовала Господу делать это".

Круто! Всемогущий господь хотел что-то исправить, да церковь не позволила.

0
Ответить

да, такой парадокс бывает хоть и звучит диковато. Но если рассмотреть и углубиться можно понять причины и предпосылки такого положения. В мире много парадоксального.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью