Maclean Mwafulilwa
декабрь 2018.
1619

Каковы причины возникновения конфликта в Афганистане и в чем специфика внутриполитического развития Афганистана в период войны?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
1 ответ
Поделиться

В современной истории Афганистана можно выделить два периода конфликтов и войн – «советский» 1978-1989 и «американский», начавшийся в 2001 и продолжающийся до сих пор.

«Советский» период начался с апрельской революции 1978, когда просоциалистическая Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), входившая в правительственную коалицию, свергла президента Дауда. Конфликт был обусловлен не принципиальными политическими разногласиями, а сведением счетов и личной борьбой за власть, которая продолжилась позже уже в руководстве самой НДПА. Дауд хотя и проводил политику неприсоединения к основным военно-политическим союзам – НАТО и Варшавскому Договору, - тем не менее, занимал очень дружественные позиции по отношению к СССР, развивал торгово-экономическое сотрудничество, результатом чего стало строительство в Афганистане ряда важных промышленных и инфраструктурных объектов. НДПА, образованная в начале 1960х, поддерживала тесные отношения с Москвой (ЦК КПСС и КГБ), ее активисты учились в специальной советской партийной школе.

Такое положение дел вполне устраивало и Москву, и Вашингтон, который неформально признавал Афганистан сферой советских интересов.

Однако с неожиданным приходом НДПА к власти в апреле 1978 начались проблемы, которые за год переросли в острейший внутриполитический кризис. В условиях родоплеменного общества НДПА начала репрессивными методами проводить радикальные социалистические изменения и антиклерикальную кампанию, чем быстро восстановила против себя практически все население.

В декабре 1979 после почти года отказов и сомнений советское руководство решилось на военное вторжение в Афганистан в попытке обновить руководство и спасти позиции НДПА, опасаясь потенциальных попыток США использовать афганский конфликт в противостоянии с СССР.

Одним из следствий войны, завершившейся выводом войск из Афганистана в 1989, стало формирование исламского движения Талибан (запрещено в РФ), социально-политической базой которого стали преимущественно пуштунские племена в Афганистане и Пакистане.

Идеология ваххабизма, которой руководствуется это движение, «экспортировалась» в регион с 1980х Саудовской Аравией, где эта идеология имеет многовековые корни, с целью противодействия конфессиональному и политическому влиянию Ирана, пережившего в 1979 исламскую революцию. Этот «экспорт» проявился в резком росте количества духовных школ (медресе) – в одном только пакистанском Белуджистане на границе с Ираном их количество увеличилось с нескольких сотен до примерно 8 тыс., а количество учеников (талибов) исчислялось сотнями тысяч человек.

В упрощенном виде суть этой фундаменталистской идеологии заключается в очищении ислама от нарушений, что должно достигаться радикальными, в т.ч. насильственными действиями. Главная формула этой идеологии выражается фрагментом суры из Корана: «Повелевать одобряемое и запрещать предосудительное».

Ввод советских войск стал подарком для Саудовской Аравии, поскольку облегчил в условиях войны проникновение и утверждение ваххабитов в Афганистане.

В то время как СССР и США рассматривали Афганистан в контексте своей конфронтации, он стал частью военно-политической стратегии региональных исламских держав в их борьбе против Ирана. С помощью Пакистана, который также начал исламизироваться, и саддамовского Ирака, начавшего в 1980 войну с Ираном, саудовцы стремились максимально ограничить укрепление позиций шиитских аятолл в мусульманском мире, лидером которого Саудовская Аравия считала и считает себя.

С падением в 1992 просоветского правительства Наджибуллы, лишившегося финансово-материальных ресурсов со стороны Москвы, власть на большей части территории Афганистана перешла в руки Талибана, которому в отдельных районах противостояли силы Северного альянса. На своих территориях Талибан устанавливал режим шариата и репрессивными методами пресекал отступления от его норм.

В эти годы талибы установили отношения с появившейся «Аль-Каидой» (запрещена в РФ) и согласились на ее присутствие и деятельность на подконтрольных им территориях.

Террористическая атака 11 сентября 2001 спровоцировала начало масштабной контртеррористической операции США против «Аль-Каиды», чей след американцы выявили в действиях террористов в Нью-Йорке, а заодно и поддерживавшего ее Талибана. В результате американских бомбардировок и боев со стороны сил Северного альянса, координировавшего свои действия с США, Талибан начал терять свои позиции. В ноябре 2001 талибы вынуждены были оставить Кабул и некоторые другие города и постепенно были оттеснены в горные районы.

Несмотря на поражения, Талибан пока сохраняется в качестве реального военного и идеологического фактора, представляющего угрозу стабильности Афганистану. Умеренные афганские политические силы пытаются сформировать устойчивую структуру государственной власти и управления, опираясь на военную поддержку США.

Большим провалом стало президентство Карзая с 2001 по 2014: расцветшая при нем коррупция стала питательной почвой для идеологической кампании Талибана по привлечению сторонников среди бедного афганского населения. Новая власть пытается учесть этот негативный опыт, однако, следует другой афганской традиции – внутренних распрей.

Основная проблема устройства афганского общества заключается в его исключительной пестроте по национальному, конфессиональному и политическому признакам при том, что все основные национальные группы имеют активные связи с соплеменниками в соседних государствах, которые в свою очередь стремятся оказывать свою долю влияния на ситуацию в Афганистане.

В 2022 истекает срок 10-летнего афгано-американского соглашения о помощи. Американцы ищут пути безболезненного выхода из Афганистана, однако, такого, который не будет сопровождаться развалом новой, пока еще шаткой политической системы, как это произошло в Ираке после второй войны с Саддамом, когда США фактически одномоментно покинули страну. Их тактика состоит в ослаблении Талибана за счет уничтожения его руководящего звена и принуждения талибов к конструктивному диалогу с Кабулом и помощи Афганистану в становлении собственной экономики.

Андрей Авраменкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
18
-2

Андрей, здравствуйте. Позвольте возразить Вам в некоторых моментах.

С падением в 1992 просоветского правительства Наджибуллы, лишившегося финансово-материальных ресурсов со стороны Москвы, власть на большей части территории Афганистана перешла в руки Талибана, которому в отдельных районах противостояли силы Северного альянса.

Талибы были главной причиной падения правительства Наджибуллы, они же его и казнили в 1996. Само движение талибов появилось в 1994 году, а не в 1992, причём в определённой степени спонтанно.

Одним из следствий войны, завершившейся выводом войск из Афганистана в 1989, стало формирование исламского движения Талибан (запрещено в РФ), социально-политической базой которого стали преимущественно пуштунские племена в Афганистане и Пакистане.

Идеология ваххабизма, которой руководствуется это движение, «экспортировалась» в регион с 1980х Саудовской Аравией, где эта идеология имеет многовековые корни, с целью противодействия конфессиональному и политическому влиянию Ирана, пережившего в 1979 исламскую революцию.

Трудно сказать насколько повлияло вторжение СССР на возникновение талибов, в конце концов разница между этими событиями 5 лет.

Ну и самое главное, как бы арабские страны не финансировали вахабизм, талибы совсем не руководствуются этой идеологией. Более того, с представителями этой идеологии у них весьма сложные отношения, со многими из салафитских группировок у них бывали полноценные военные действия, а иногда и запрет по их религиозной и проповеднической деятельности. Более-менее стабильный союз с Аль-Каидой обусловлен тем, что эта организация более "толерантна" к разногласиям в религии, чем другие салафиты, даже мирные. Как следствие этого в Афганистане салафизм (вахабизм) непопулярен даже на низовом уровне, тем более, на подконтрольных талибам территориях...

0
Ответить

а взрывает все и везде в афганистане кто, не салафиты-вахабиты разве?
И если это они, то как "непопулярный даже на низовом уровне" вахабизм всё еще там не просто жив, а привлекает шахидов, расхаживает туда-сюда и выбирает цели?

0
Ответить

Илез, спасибо за замечания, но не со всеми из них согласен:

1) Талибы не свергали Наджиба в 1992 - они тогда еще не были структурированы. Он ушел, потому что лишился советской поддержки и не мог больше платить ни Дустуму, ни Масуду, которые его и оставили.

2) Да, Талибан оформился в 1994 и начал агрессивно утверждаться за счет других группировок.

3) Я не утверждаю, что талибы появились только в результате советского вторжения. Думаю, они появились бы в любом случае именно с целью "очищения ислама", для этой цели они обучались в пакистанских духовных школах, но советское вторжение облегчило им проникновение и утверждение в Афганистане.

4) В Афганистане при всей его религиозной пестроте, в т.ч. внутри ислама и даже внутри суннитского ислама, конечно, далеко не все поддерживают ваххабизм/салафизм, но талибы все-таки руководствуются именно этой идеологией, ею они "зарядились" в Пакистане и ею руководствовался, в частности, Омар.

0
Ответить

4) В Афганистане при всей его религиозной пестроте, в т.ч. внутри ислама и даже внутри суннитского ислама, конечно, далеко не все поддерживают ваххабизм/салафизм, но талибы все-таки руководствуются именно этой идеологией, ею они "зарядились" в Пакистане и ею руководствовался, в частности, Омар.

Андрей, не могли бы Вы указать источники, что талибы руководствуются вахабизмом, особенно мулла Умар? Я полагал, что ни у кого не возникает сомнений относительно их идеологии, но то, что Вы настаиваете, предполагаю, имеет за собой доводы.

+1
Ответить
Ещё 3 комментария

Уфф, Илез, это из разных источников на протяжении многих лет. Попробую что-нибудь поискать и тогда напишу. Я понимаю, следя за Вашими ответами здесь, что Вы хорошо разбираетесь в исламской проблематике, и это меня настораживает и заставляет внимательнее посмотреть на эту тему.

Давайте я поищу и пообсуждаем.

+1
Ответить

Андрей, извините, что затрудняю Вас, не хочу слишком тратить Ваше время, поэтому я ни в коей мере не настаиваю и не тороплю.))

что Вы хорошо разбираетесь в исламской проблематике,

да вот, получается, что не очень хорошо, учитывая, что я могу кардинально ошибаться насчёт талибов))...

+1
Ответить

Здесь нет никакого затруднения, эту тему надо прояснить, я тоже вполне могу ошибаться.

I'll be back))

+1
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью