Санжар
декабрь 2018.
764

У меня сильный кризис веры: я ставлю под сомнение все, и целесообразность такой сомнительности в том числе. Не верю ни во что хорошее, и не могу себя заставить поверить в это. Как справиться с этим?

Ответить
Ответить
Комментировать
4
Подписаться
2
4 ответа
Поделиться

У сомнений есть и другая сторона. Они не только ставят под вопрос все хорошее, но и все плохое. В конце концов можно сомневаться абсолютно во всем, как в религии, так и в атеизме, что в конечном итоге сводится к тому, что возможности нашего человеческого разума ограничены и, если уж по-честному, то мы ничего не можем знать наверняка.

Однако это не повод зарывать себя в агностицизм - человеческий ум все еще обладает пространством применения, пускай и ограниченным и это прекрасно. Испытывайте умом и "мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем" (Эккл. 1:13). И если вы обнаруживаете что-то противоречивое в религии - это не повод для резких выводов - в науке и культуре всегда существует масса противоречий, но даже будучи противоречивой или неправильно описанной гипотеза может работать. 

Более того, не следует бояться того, что разум противоречит религии. Ведь истина не может противоречить Богу, а в худшем случае вы просто отказываетесь от одной из форм вероисповедания, но не от веры вообще. И если это вероисповедание неправильно, то отказаться от него по рациональным соображениям  - достойно и правильно, уверен, что Бог вполне одобряет такие решения, если ему, конечно, есть до этого дело.

Вообще, часто кризис веры связан с кризисом в е р о у ч е н и я. И в случае разрушения последнего вера, как и Бог, никуда не исчезают.

Сергей Сизовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
9
-1

В моем вопросе даже косвенной близости не было абсолютно никакой к религии. Даже в мыслях не было, абсолютно ничего. Зачем добавлять мотивы религиозные к обложке вопроса, если изначально, опять же, даже в мыслях подобного не было?
Конкретная проблема: очень сильный пессимизм и неумение даже в объективно хорошие вещи поверить, во всем ищется подвох и двойное дно. Речь в первую очередь о мнительности.

+1
Ответить

Просто “кризис веры” можно прочитать как религиозный кризис. Это синонимы.

0
Ответить
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Это даже хорошо, что сейчас у вас идёт такой период. Он может быть трудным и даже местами пугающим. Это нормально. Но он точно не может быть скучным.

Отчасти он знаменует начало становления взрослой части личности. Только взрослая личность отдаёт себе отчёт в том, что все оценки, касаемые окружающего мира (что есть плохо, а что хорошо; что правильно, а что нет) - субъективны и для каждого отдельного человека уникальны. Ну, нет единой правильной системы ценностей. И истины нет как таковой. Всё - относительно и субъективно.

Это переход на опору в себе. Т.е. вместо того, чтобы искать опору в других, в гуру, в их словах, вы начинаете больше опираться на себя.

Вот, когда это уложится в голове, тогда вы сформируйте свою личную систему ценностных ориентиров. Которая подходит именно вам, подточена под вас. Вместо той, которая продиктована извне. Но ваша новая система будет уже обладать пластичностью, будет более адаптивна. Как правило подростки при своём максимализме и черно-белом мышлении ищут стабильные системы, верные в любом случае жизни. Но эти системы провальны. Т.к. жизнь меняется. И в новом контексте старые правила могут перестать работать. Пластичные системы куда более адаптивны и жизнеспособны.

По поводу целесообразности сомнений - повторюсь: сейчас очень даже целесообразно. Чуть позже сформируете внутренние опоры из своих принципов. Потом уже настолько сильно и часто сомневаться не будете. Но здоровую долю критического мышления оставить всегда полезно.

Успехов!

10
-2
Прокомментировать

Чтобы лучше понять вашу ситуацию необходимо понять а во что собственно вы верили до этого - что именно вы утрачиваете. Потому как терять веру в Истину, до того открытую - это одно, а терять свои многочисленные иллюзии - это другое. Может быть у вас случай из серии, описанной ниже:

1
0
Прокомментировать

А что такое вера? Сначала нужно разобраться со словами, которые вы применяете. 

Один хороший товарищ (Игорь Николаевич Калинаускас, мастер игры) как-то обмолвился: "Я не верю в Бога. Я просто верю Богу". Есть ли здесь какая-то "вера" как какой-то концепт, мысль, формула убеждения? 

Мне кажется, любая вера начинается с доверия. Это основа любой веры. Просто доверие к окружающему пространству, к своему собственному существованию, к вещам, которые таковы, каковы они есть. 

Без доверия как до-верия мы не сможем существовать. Мы существуем, благодаря доверию, простому изначальному доверию. Более того, я думаю, что именно доверие делает человека человеком. Не добро, не Бог, не свобода... А просто доверие.

Доверие неподвластно даже Богу. Если вы не доверяете Богу, то он тут вам никак не поможет. Помочь может только само доверие.

Помедитируйте над этим словом. Войдите глубже, съешьте его кусок... Запейте лимонадом (только не колой, пожалуйста!) событий вас окружающих, попробуйте на десерт вишенку последней череды ваших конфликтов с близкими людьми... 

Доверие сродни информации. Информацией можно делиться бесконечно и, что самое удивительное, она от этого у вас не исчезает, не кончается. Более того, ее становится гораздо больше. Вот и доверие такого же рода... Его ешь, вкушаешь, делишься им с близкими, родными, коллегами по работе, с прохожими на улице, в разговоре и переброской пары реплик с совершенно чужими людьми в автобусе... И чувствуешь, что оно, это доверие -- не уменьшается... оно становится всё больше и больше. 

Странное ощущение.

Мне кажется, ты (извини, что на "ты") вполне способен делиться своим доверием. Попробуй.

Этакая мистика без мистики. Тайна, которая открыта всему миру нараспашку и не перестающая быть тайной. 

Говоришь, ты перестал верить в хорошие вещи? И подвергаешь сомнению само сомнение? Но это же здорово! Когда человек что-то начинает подвергать сомнению, он начинает пробовать это самое на вкус, на зуб... Он хочет самолично убедиться в истинности того, что пробует... Он хочет доверять своим ощущениям, своим чувствам, своим мыслям, не так ли? Доверять только себе... 

Но ведь это только начало. У фразы "Познай самого себя" есть продолжение, о котором мало кто вспоминает... Мы обычно помним и запоминаем только осколки фраз, да и живем потом этакими живыми осколками мысли... Помним, к примеру о вере, но упускаем из виду доверие.

Так вот, полная фраза звучит, примерно так: "Познай самого себя как часть мира и познай мир как часть себя!"... Мудрость древних не так проста, как кажется. Как только к ней подступаешь поближе, как возникает ощущение, будто проваливаешься в бездну смысла. 

И да... Что такое "кризис"? Это некий перелом, точка опустошения, точка обнуления значений. Кстати, если не слышал, то само понятие "нуля" европейцам было незнакомо. Это арабы к ним запустили понятие "нуля" много веков назад в обиход вместе со своей математикой, которая базировалась на индийских цифрах. У европейцев слишком часто случался тогда, да и сейчас нередко такой вот кризис веры, когда они метались между двумя диаметрально противоположными значениями и не могли принять ни то, ни другое... Понятие нуля магическим способом вносит корреляцию, добавляет третью опору, некую нейтральность, беспристрастность, третье измерение, некий изначальный смысл двумерной системе координат.

У сознания есть состояние очищающей "нейтрали", в котором полезно побывать для получения новых знаний, новой глубины...

0
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью