Никита Сюндюков
октябрь 2015.
1866

Была ли опровергнута Кантовская концепция пространства и времени современной физикой?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
5
1 ответ
Поделиться

Скорее наоборот.

Согласно трансцендентальной эстетике Канта, чувствования человека имеют содержание и форму. Пространство это форма внешних чувствований, а время - форма внутреннего чувствования. Это не какие-то сущности в мире, а формы организации восприятия иначе непознаваемого ноуменального мира.

В Foundations of Physics, авторитетном научном журнале, в 2009 была опубликована статья Cognition versus Constitution of Objects: From Kant to Modern Physics (к сожалению, ее нет в свободном доступе), которую любит цитировать известный философ Дэниэл Робинсон. В частности, там сказано: "В последние 30 лет в физике стало довольно ясно, как происходит познание объектов. Удивительно, что стратегия, которая применяется в физике для познания объектов, по сути следует концептуальной программе, сформулированной Кантом, даже если большинство физиков не подозревают об этом."

17
0

Как насчет того, что время может замедляться и ускоряться в разных частях вселенной?

Если это форма внутреннего созерцания, почему оно физически внешне изменяется под воздействием, очевидно, внешних факторов?

0
Ответить

Как насчет того, что время может замедляться и ускоряться в разных частях вселенной?

Где?

0
Ответить

Думаю, если забить в гугл гравитационной смещение времени он выдаст пару тройку статей

0
Ответить

Прошу прощения, но вы не понимаете теорию относительности.

0
Ответить

поэтому и спрашиваю, очевидно

0
Ответить

Значит я неправильно вас поняла. Время "ускоряется" или "замедляется" только в схеме, в которую его вписывает наблюдатель. Это, в принципе, суть кантианской "коперниканской перспективы".

Об "опровержении" концепций Канта иногда пишут из-за его непонимания. Канту иногда приписывается абсолютизация ньютоновского пространства/времени путем возведения их в универсальные формы восприятия (например, такой точки зрения придерживался Дж. Миллер). Но дело в том, что Кант никогда объявлял, исходя из этого, ньютоновскую физику единственно и абсолютно верной. Скорее, он пытался показать, как, благодаря нашему восприятию, научная теория в принципе может демонстрировать эмпирическую состоятельность. Во втором предисловии к "Критике чистого разума" Кант сам упоминает предыдущие научные революции, вполне возможно подразумевая то влияние, которое его "коперниканский переворот" может оказать на последующие.

+2
Ответить

Дж.

т.е. А. Миллер конечно, сорри

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью