Раскройте суть компатибилизма и либертарианства?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
1 ответ
Поделиться

проще всего обьяснить компатизбилизм на таком известном примере как распятие Христа. С одной стороны это Бог хотел, чтобы Его Сына распяли - Он по сути этого хотел до основания мира, то есть прежде чем творить мир Он предвидел  падение этого мира и заранее приготовил искупительную жертву:

8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.
(Откр.13:8)

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
(Иоан.3:16)

С другой стороны, Христа распяли люди нечестивые, злые, развратные:

6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
(1Кор.2:6-8)

Получается нечестивые сделали то, что было угодно Богу, однако при этом назвать их Божьими угодниками нельзя - просто  две стороны объединились (совместились) для достижения единой цели.
  Хотя Бог предопределил смерть Христа, виновные в Его смерти также несут ответственность за свои дела. Христос был убит нечестивыми людьми, но это «Господь пожелал послать ему страданья и обрек его на муку» (Исаии 53:10). Опять же, ответом на вопрос «Кто послал Иисуса на смерть?» будет «и Бог, и злые люди» – отсюда само слово "Компати" - общее, союзное, совестимое, "за компанию" )

"Либертарианство" -  это политически-правовая доктрина, при которой человек есть свободный индивид, и волен делать всё, что он хочет, при условии, что не нарушает свободы других людей. Причём ни другие люди, ни даже государство, не имеют права препятствовать  свободной деятельности человека.

3
-4

Речь идет о метафизическом либертарианстве, а не политически-правовом.

+1
Ответить

если я правильно понимаю речь идёт об концептуальном положительном отношении к свободе выбора человека? То есть доктрина, которая наделяет человека определенной свободой поступать так или иначе, свободой выбирать. У этой доктрины немного шаткая позиция, ибо глядя на то в каком сложном состоянии живет человечество и отдельный индивидуум можно ли сделать вывод, что оно именно это избрало? Попытка как то сформулировать Божьи действия философскими категориями часто приводит к тому, что истину помещают в некую рамку, привязывают её к частному в ущерб целому. Свобода выбора в идеале сопутствует свободному человеку, а если человек порабощен, является рабом вещей, ложных идей, природных злых наклонностей, то выбора у него тем меньше чем более он порабощен..Ну разве что выбор из двух зол меньшее - и то не факт. В общем истина состоит из сразу нескольких иногда даже противоречивых слагаемых. И гений - парадоксов друг.
Вы меня простите за "неканонический" в философском понимании ответ.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью